Презентация, доклад к уроку на тему Художественный стиль. Изобразительно-выразительные средства языка

Нам дан во владение самый

Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ВЕКТОР» Г. ЗЕЛЕНОГРАДСКА»

Мультимедийная разработка урока русского языка

в 9 классе Тема: « Художественный стиль. Изобразительно – выразительные средства языка»



Учитель русского языка и литературы
Мищенко Галина Ализиусовна




2016 г. Зеленоградск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ «ВЕКТОР» Г. ЗЕЛЕНОГРАДСКА»     Мультимедийная разработка урока русского языка

Слайд 2

Нам дан во владение самый
богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный
русский язык
К.Г.Паустовский
Нам

Слайд 3
Цели урока:
- образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как

на уроках русского языка, так и литературы по теме «Художественный стиль речи», закрепление навыков правописания; - развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, расширению кругозора, развитию правильной речи , интереса к родному языку; - воспитательные: нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания учащихся, полученных ранее как на уроках русского языка, так

Слайд 4
Задачи для учащихся: знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить

творческие задания Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы учащихся и анализа языковых явлений.
Оборудование: мультимедийный проектор
Раздаточный материал: тексты для анализа изобразительно-выразительных средств, листы с заданиями.
Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи; лексические и фразеологические единицы языка; знать основные виды тропов.
Задачи для учащихся: знать особенности художественного стиля, художественные средства выразительности, выполнить творческие задания  Тип занятия: комбинированное

Слайд 5
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить

о художественном стиле речи, научимся анализировать навыки языкового анализа текста. Научимся определять изобразительно-выразительные средства в текстах художественного стиля - Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. - Исходя из прочитанного эпиграфа, попробуйте сформулировать задачи урока.
- Задача урока: показать красоту, богатство русского языка, русского слова. - Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота и богатство – все это выражается, прежде всего, в художественных произведениях. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.
ХОД УРОКА I. Организация класса Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем говорить о художественном стиле речи,

Слайд 6
II. Повторение изученного - Какие стили речи вы знаете?

II. Повторение изученного - Какие стили речи вы знаете?

Слайд 7
III. Изучение нового материала
1. Чтение параграфа 13 в учебнике, стр.58 2. Опрос -

Ребята, назовите сферу употребления художественного стиля - Художественные произведения. - Какова функция художественного стиля? - Эстетическая - Художественное слово – многозначное;
писатель создает образы, играя значениями
и сочетаниями слов, используя окружение
слова в тексте и его звучание,
- все это составляет художественные
возможности слова, которое является
единственным инструментом писателя
или поэта.
III. Изучение нового материала 1. Чтение параграфа 13 в учебнике, стр.58 2. Опрос - Ребята, назовите сферу

Слайд 8
Терминологический диктант - Ответьте, какой термин скрывается под определением? 1. Образное определение, отмечающее

существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении (Эпитет) 2. Изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. (Сравнение) 3. Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. (Метафора) 4. Разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. (Олицетворение)
Терминологический диктант  - Ответьте, какой термин скрывается под определением?  1. Образное определение, отмечающее существенную для

Слайд 9
IV. Этап осмысления полученных знаний 1. Определите изобразительно-выразительные средства Работа в группах по

карточкам 1.Быстро мелькают золотые дни беспечного, весёлого детства (Д. Григорович) 2. Он бежал быстрее, чем лошадь (А.Пушкин) 3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? (А.Пушкин) 4. Вот охватывает ветер стаи туч объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (М.Горький) 5.Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Лермонтов) 6. Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость (А.Пушкин) 7. Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова) 8. К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.Блок) 9. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
на печальные поляны льет печально
свет она (А.Пушкин) 10. И является она у дверей иль у окна ранней
звездочки светлее, розы утренней свежее
(А.Пушкин)
IV. Этап осмысления полученных знаний  1. Определите изобразительно-выразительные средства Работа в группах по карточкам 1.Быстро мелькают

Слайд 10
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Обучение анализу художественного текста Работа с текстом (интерактивная доска) Прочитать текст. Выполнить

задания.



Светлеет воздух, виднеется дорога, яснеет небо белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!

1. Определите стиль текста. 2. Определите, кто автор этого отрывка (И.С.Тургенев) 3. На какие особенности текста вы обратили внимание, чтобы определить автора?( В тексте ярко представлены особенности стиля Тургенева как мастера пейзажа, мы ощущаем музыкальность тургеневской прозы, ее близость к поэзии) 4. Какие средства использует писатель для создания образа? (Передает краски («белеют тучки, зеленеют поля» «красным огнем горят лучины» , «золотые полосы протянулись по небу», «багровое солнце»), звуки («слышны заспанные голоса», «жаворонки звонко поют») 5. Какие слова используются в переносном значении? Определите изобразительно-выразительные средства («золотые полосы», «всплывает солнце», «сердце в вас встрепенется, как птица»)
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.Обучение анализу художественного текста Работа с текстом (интерактивная доска) Прочитать текст. Выполнить задания.Светлеет воздух, виднеется дорога,

Слайд 11
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. АНАЛИЗ ТЕКСТОВ 1 группа Как томительно жарки те

часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чаек или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные, дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. (Н.В.Гоголь)
1. Определите стиль текста. Докажите свою точку
зрения. 2. Попробуйте определить автора отрывка. 3. На какие особенности текста вы обратили внимание,
чтобы определить автора? 4. Найдите изобразительно –выразительные средства.
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ. АНАЛИЗ ТЕКСТОВ  1 группа Как томительно жарки те часы, когда полдень

Слайд 12

2 группа
Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось

по степи вместо дороги, то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен… Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно… Можно в самом деле подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что ещё не вымерли богатырские кони. (А.П.Чехов) 1. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения. 2. Попробуйте определить автора отрывка. 3. На какие особенности текста вы обратили внимание,
чтобы определить автора? 4. Найдите изобразительно –выразительные
средства.
2 группа    Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги, то

Слайд 13
3 группа
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал

холодом на стёкла в доме, и они запотели, поспал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко светили. В эту ночь я проснулся от протяжного звука пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошёл. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и печальным дождём. Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёзам, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она облетела вся. (К.Паустовский) 1.Определите стиль текст. 2.Определите, кто автор этого отрывка. 3.На какие особенности текста вы обратили
внимание, чтобы определить автора? 4.Найдите эпитеты, метафоры, сравнения
3 группа    Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме,

Слайд 14
VII. Обсуждение работы в группах VIII. Рефлексия. IX. Выставление оценок X. Домашнее задание: п.13,

упр.82
VII. Обсуждение работы в группах VIII. Рефлексия. IX. Выставление оценок X. Домашнее задание: п.13, упр.82

Слайд 15СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть