Слайд 1МБОУ СОШ п. Быстринск Ульчского муниципального района Хабаровского края
Тема: «Анализ художественного
текста лирического произведения. Индивидуально-языковой стиль писателя. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций».
Цель: обобщить знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы; сконцентрировать внимание обучающихся на эстетической функции художественного стиля речи.
Задачи:
- развивать умение находить изобразительно-выразительные средства языка и определять их функции;
-поддерживать и развивать у обучающихся интерес к российской поэзии, к российским поэтам;
- воспитывать чувство гордости за русскую поэзию, чувство красоты.
Учитель русского языка и литературы Егорова Ирина Константиновна (высшая квалификационная категория).
Слайд 2Дети читают Евгения Евтушенко
Елизавета Бугулова (чтец) – участница финала конкурса юных
талантов «Синяя птица» 2016 с Евгением Евтушенко
Участник финала конкурса юных талантов «Синяя птица» 2017 в номинации «Ораторское искусство» Андрей Цидендамбаев читает стихотворение Евгения Евтушенко «Свадьбы».
Слайд 3Слово о поэте
Без личности Евгения Александровича Евтушенко трудно себе представить русскую
поэзию. Имя поэта ассоциируется прежде всего с новаторством. Евтушенко широко использует богатство русского языка, по-новому переосмысливая слово, а также создавая свое, новое, нечто, ранее не существовавшее в языке. Его творчество интересно как с точки зрения идейно-тематического содержания, так и непосредственно с точки зрения использования языковых средств, посредством которых поэт передает это содержание.
Слайд 4О секретах поэтического мастерства Евгения Евтушенко
Евгений Евтушенко - величайший мастер художественного
слова. Он отличается индивидуально-языковым стилем, он как никто умело использовал изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Сегодня мы попробуем раскрыть секреты его мастерства и выяснить, почему именно художественное слово отзывается в сердце человека.
Слайд 5Стоял вагон, видавший виды,
где шлаком выложен откос.
До буферов травой обвитый,
он до
колена в насыпь врос.
Он домом стал. В нем люди жили.
Он долго был для них чужим.
Потом привыкли. Печь сложили,
чтоб в нем теплее было им.
Потом — обойные разводы.
Потом — герани на окне.
Потом расставили комоды.
Потом прикнопили к стене
открытки с видами прибоев.
Хотели сделать все, чтоб он
в геранях их и в их обоях
не вспоминал, что он — вагон.
Но память к нам неумолима,
и он не мог заснуть, когда
в огнях, свистках и клочьях дыма
летели
мимо
поезда.
Дыханье их его касалось.
Совсем был рядом их маршрут.
Они гудели, и казалось —
они с собой его берут.
Но сколько он не тратил силы —
колес не мог поднять своих.
Его земля за них схватила,
и лебеда вцепилась в них.
А были дни, когда сквозь чащи,
сквозь ветер, песни и огни
и он летел навстречу счастью,
шатая голосом плетни.
Теперь не ринуться куда-то.
Теперь он с места не сойдет.
И неподвижность — как расплата
за молодой его полет.
1952
Слайд 6Анализируем стихотворение
Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
Как бы вы
могли озаглавить его?
Сколько строф в этом стихотворении?
Своеобразие мироощущения каждого поэта наглядно проявляется в системе его художественно-изобразительных средств, составной частью которой являются различные приёмы образного употребления слова, раскрывающие разнообразие художественного метода поэта, особенности его стиля. В творчестве Евтушенко преобладают определённые жизненные темы (правда/ложь, добро/зло, честь/бесчестие, талант/бесталанность, любовь/ненависть, человек/природа, человек/цивилизация).
Стихотворение «Вагон», которое вы сегодня анализировали, рассматривает тему жизненного пути. Железная дорога – жизненный путь. Вся наша жизнь – путь. Откос – это жизнь в стороне от главных событий. Благодаря художественному слову Евгению Евтушенко удалось нарисовать эпическое полотно под названием «Жизнь человека».
Слайд 9Обобщаем знания о художественном стиле речи
Слайд 10Рефлексия
Чему вы научились на данном уроке?
Какие проблемы вам удалось решить
на данном уроке?
Какие выводы сделали для себя?