Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
Слайд 2Тема урока.
МЕСТОИМЕНИЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
Слайд 3Цель урока:
Познакомиться с местоимением как частью речи.
Узнать о морфологических, синтаксических, грамматических
особенностях местоимений.
Повторить уже имеющиеся сведения о местоимении.
Слайд 4
Стихотворение Л. Кэрролла из сказки «Алиса в Стране чудес»
Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.
Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.
Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.
Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.
Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.
Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.
Слайд 5Лексический эксперимент
Определите лексическое значение слов
КНИГА - ПЕЧАТНЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ.
ОНА
- ?
Местоимение никакого лексического значения не имеет!
Слайд 6Правильный ответ:
к нему – д.п. м.р
тебе – д.п. м.р.(по контексту)
он –
и.п., м.р.
ко своей – д.п. ж.р
перед нею – т.п. ж.р.
их – в.п.
в ней – п.п. ж.р.
Слайд 7«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Константин Михайлович Симонов (1915 — 1979) –
известный советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий.
Слайд 8Прочитайте выразительно текст
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина - Не дом городской,
где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Слайд 9Работа с учебником.
Изучение теории на странице 64.
Читаем и запоминаем!
Слайд 11Лабораторная работа.
Задача : устранить речевые недочеты в тексте.
Слайд 12ДАНО:
Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
РЕШЕНИЕ:
- Подумайте,
почему получилась такая двусмысленность?
Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.
ОТВЕТ: ?Мальчик снял с головы шляту и подбросил ее вверх.
Слайд 13Итог урока.
«Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или
дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова».
(А.А. Реформатский)
Слайд 14Рефлексия
Какие цели мы ставили в начале урока?
Что реализовали на уроке?
Какие вопросы
остались?
Слайд 15Домашнее задание
§76 учить, на выбор:
1) упр. 433; 2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж; 3) Написать мини – сочинение «Что было бы с нашим языком, если бы в нем не было местоимений» (5 – 7 предложений).