Слайд 1Тема:
«Живая или мёртвая душа
Чичиков?»
Н.В.Гоголь
Слайд 2Цели урока:
Формирование ключевых компетентностей школьников: готовность к разрешению проблем, готовность
к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Развитие функциональной грамотности чтения художественного произведения.
Воспитание культуры обмена мнениями.
План урока
I. Актуализация изученных знаний
1) Приветствие
2) Объявление темы урока.
3) «Аквариум для золотой рыбки»
Слайд 4«Аквариум для золотой рыбки»
Вопросы :
1.В каком году и где родился Н.В.Гоголь?
2.Назовите
годы учебы. В какой гимназии он учился?
3.В каком году Н.В.Гоголь знакомится с А.С.Пушкиным?
4.Сюжет какого эпического произведения был подарен Пушкиным и в каком году Гоголь приступил к работе над этим сюжетом?
5.Где была написана большая часть поэмы?
6.Год издания поэмы?
7.В 1843 году вышла в свет 4-х томное собрание сочинений Гоголя, ставшее всеобщим фактом общественной жизни России. Как по этому поводу отозвался великий русский критик В.Г.Белинский?
Слайд 5II. Формирование новых понятий и способов
действий
1) Целеполагание
2) Задание для учеников
«Шесть шляп мышления» (Де Боно)
Слайд 7III.Формирование умений и
навыков
1.Обсуждение в группах.(12 мин.)
2.Выступление
команд. (по 3 мин.)
Слайд 8«Белая шляпа»: информация о Чичикове.
Родителям – дворянам принадлежала одна крепостная семья.
Жил Чичиков с больным отцом в маленькой горенке, где отец учил его грамоте. Позже отец увёз сына в город и определил в классы городского училища. При расставании дал сыну полтину меди и «умное наставление».
По окончании училища получил аттестат и книгу с золотыми буквами «за примерное прилежание и благонадёжное поведение». Устроился в Казённую палату на место с жалованием 30 -40 руб. в год.
Вскоре стал повытчиком (чиновником Казённой палаты, заведовавшей сбором податей)
Позже работал в должности члена комиссии для построения казённого строения. Карьера потерпела крах.
Переехав в другой город, переменил 2-3 должности.
Перешёл в службу при таможне.
Совершил сделку с контрабандистами. Разоблачён.
Занимался делами поверенного. В этой должности пришла идея о скупке « мёртвых душ».Воплощая идею в жизнь, оказался в городе №.
Слайд 9«Чёрная шляпа»: Чичиков – мёртвая душа
1.Ни друга, ни товарища в детстве.
2.Через
спекуляцию, обман строил свой капитал: 1)продал выполненного из воска снегиря; 2)спекулировал в классе съестным; 3) продал выдрессированную мышь.
3.Лесть перед учителем.
4.Учитель был 1-ым человеком, которого Павел «надул».Учитель был уволен, обнищал. Все ученики класса, кроме Чичикова, помогли ему.
5.После училища устроился в Казённую палату, имитируя интерес к зрелой дочери начальника, вскоре занял место своего начальника, а о «невесте» забыл.
6.В должности члена комиссии для построения казённого
капитального строения приобрёл себе красивый дом, хотя за 6 лет из казённого строения был возведён только фундамент.
7. Зарекомендовав себя на таможне, вошёл в сговор с
контрабандистами.
8. В интересах дела на таможне Чичиков склонил к нечестной сделке пожилого чиновника.
9.Сумел увернуться от уголовного суда и утаил 10 000.Как феникс из пепла, возрождается после крушения карьеры на таможне и вновь начинает путь с обмана, преступления - скупки « мёртвых душ»
10. Не случайно упоминание в связи с Чичиковым Наполеона и антихриста.
11. У Чичикова есть шкатулка с двойным дном. В шкатулке, как
в зеркале, отражается весь Чичиков – плут, человек с двойным дном. Шкатулка – символ души героя.
Слайд 10«Жёлтая шляпа»: Чичиков - живая душа
1.В его облике поражает изысканность вкуса,
аккуратность, воспитанность.
2.Много терпения, выдержки, силы показал главный герой поэмы, стремясь обогатиться. Уже в детстве он умел отказывать себе во всём ради «копейки»
3.Среди других героев выделяется практической хваткой, умением экономить, общительностью, железной волей.
4.Потеряв одну работу, вооружившись терпением, «сызнова начинает карьеру».Служа на таможне рвением, тщательностью заслужил безупречную репутацию.
5.Доносчик из-за которого пострадал Чичиков – запил, а Чичиков – устоял.
6.В ожидании лучшего готов был заниматься делами поверенного, мелкими по сравнению с прежними должностями.
7.Чичиков способен на любовь. Девушка (причём Чичиков ещё не знает о том, что она губернаторская дочка) поразила этого прожжённого афериста наивностью, естественностью, простотой. А это важная человеческая характеристика у Гоголя.
8. «Немая сцена» произошла и на балу, когда герой во второй раз забыл всё окружающее, пренебрёг пошлым дамским окружением.
9.Отметил Гоголь и « странное чувство» Чичикова, которое испытал он над списком мёртвых крестьян. Это было что-то вроде умиления. По характеристикам, данным Собакевичем, житейски опытный и чудесно просветлённый Чичиков дополнил биографии этих забубенных русских людей, мастеровитых, талантливых, но горячих, удалых, непутёвых.
10.Негодование балом, где он нагляделся на разодетых дам, в то время как кругом был неурожай, голод.
11. Любовь Чичикова к быстрой езде - черта чисто русская. Мысли Чичикова в финале поэмы стали частью авторской речи.
Слайд 11«Красная шляпа»: Какие чувства вызывает у вас Чичиков?
Жалость:
1)воспитывал Чичикова отец,
о матери ничего не сказано; 2) отец больно наказывал за шалости; 3) тяжело жить без друзей, товарищей; 4)отказывал себе во всём ради «копейки»
Негодование, Возмущение :
1) имитировал интерес к зрелой дочке начальника- повытчика(тем самым играл на чувствах начальника и его дочери) 2)спекуляция съестным; 3)отказал в помощи учителю; 4) обогащение обманным путём.5) склонил к нечестной сделке пожилого чиновника.6)Чичиков, работая на таможне, попал под суд, но не раскаялся :сумел увернуться от уголовного суда и утаить тысяч десять.7)небрежение душой.
Восхищение терпением, выдержкой, железной волей, общительностью, трудолюбием, целеустремлённостью, умением экономить 1)выдрессировал мышь; 2)потеряв работу, карьеру начинает с нуля.
3)о чём бы ни заходила речь, он всегда умел поддержать разговор, сообщая дельные замечания.
Радость: Прожжённый аферист оказался способен на любовь
Слайд 12«Зелёная шляпа»: новые идеи.
Имя Павел – имя апостола, который вначале был
ярым гонителем Христа. Такое перерождение должен был испытать и герой Гоголя.
Чичиков совершил выезд в воскресенье, а это приобретает особый смысл: воскресенье заблудшего человека, блудного сына человечества ,ожидает в конце всех его странствий.
Слайд 13«Синяя шляпа»:
выводы, оценка работы каждой группы.
В поэме о мёртвом и
живом в национальной жизни Гоголь описал живые участки главного персонажа, поэтому Чичикова нельзя причислить к группе « мёртвых душ»
Слайд 143. Эксперты оценивают работу каждой группы с точки зрения
поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10 б.шкале, обосновывая своё мнение.
4. Заключительное слово учителя.
5. Комментирование оценок, домашнего задания.
Слайд 15Положительные стороны применения методического приёма
«Шесть шляп» :
*значительно повышается мотивация, особенно это
отражается на слабых учениках;
* более высокий уровень усвоения материала, снижение утомляемости;
* учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других
* работают как слабые, так и сильные учащиеся, появляется интерес к изучаемому материалу;
* хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой;
* развивается умение работать в группе;
* вырабатываются коммуникативные навыки.
* такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.
Слайд 16Подготовила
Тулемисова Гуляйман Куанышгалиевна