Презентация, доклад к уроку литературы.10 класс.Теория Родиона Раскольникова

Содержание

Теория Раскольникова

Слайд 1«Преступление
и
наказание»
Презентация выполнена учителем русского языка и литературы
РукавишниковойТ.А.

«Преступление и наказание»Презентация выполнена учителем русского языка и литературы РукавишниковойТ.А.

Слайд 2Теория Раскольникова

Теория Раскольникова

Слайд 3Создание
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного

опыта Достоевского во время пребывания его на каторге.
Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года
Создание        Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из

Слайд 4
Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа:
«Это психологический

отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты».

Содержание

Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа:«Это психологический

Слайд 5 Сюжет и композиция Сюжет Преступление

Действие преступления и его причины на душу преступника





Сюжет и композиция        Сюжет  Преступление

Слайд 6Сюжет и композиция
Роман состоит из шести

частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления)
последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию);
эпилог – раскаяние.
Сюжет и композиция    Роман состоит из шести частей и эпилога.  Часть первая –

Слайд 7Сюжет и композиция
Современники говорили о сочетании

в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.
Сюжет и композиция    Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива  (совершено

Слайд 8Главная идея
Роман создан в эпоху, когда старые

нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление.
Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Главная идея    Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые

Слайд 9

Родион Раскольников
Родион Раскольников

Слайд 10Что есть преступление? Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда

заела) Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…» Раскольников: « …существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» (часть III, глава 5)
Что есть преступление? Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда заела) Порфирий Петрович: «…среда многое

Слайд 12
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения

революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.
Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве

Слайд 15 Вывод: по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “обыкновенных” и

“необыкновенных”». Что понимает Раскольников под этим разделением людей?
Вывод: по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”».

Слайд 17

Нет, мне жизнь однажды
даётся, и никогда её
больше не будет:
я не хочу дожидаться
«всеобщего счастья».
Я сам хочу жить, а то уж
лучше не жить…


Слайд 21«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего

волнует Родиона Раскольникова.
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Слайд 26Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»
Раскольников признал себя

«обыкновенным» человеком
Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной.
Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть.
Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра.
Человеческая натура Родиона Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.
Крушение теории Раскольникова  «о двух разрядах людей»   Раскольников признал себя «обыкновенным» человекомТеория Раскольникова о

Слайд 27Созданная теория оказалась безнравственной

На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека».
В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.
Созданная теория оказалась  безнравственной            На

Слайд 28Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя


Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя

Слайд 29К чему привела теория умного и доброго человека?

К чему привела теория умного и доброго человека?

Слайд 30

теория
Преступление
Признание Соне
Разговор с Дуней
«Покаяние» на площади
Поведение на суде
Поведение на каторге
Сон на

каторге

Любуется весенним пейзажем

Изменился по отношению к Соне

Начал говорить с людьми

Взял Евангелие

Он раскаялся

Он хочет жить

теорияПреступлениеПризнание СонеРазговор с Дуней«Покаяние» на площадиПоведение на судеПоведение на каторгеСон на каторгеЛюбуется весенним пейзажемИзменился по отношению к

Слайд 31Так что победило: душа или теория?
душа

Так что победило: душа или теория?душа

Слайд 32Вывод
Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в

противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.
ВыводБесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Слайд 33
Приём антитезы
У Достоевского человек противоречив. Его герой

сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы


 

Использование различных художественных приёмов в романе

Приём антитезы   У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом:

Слайд 34
В романе широко использована символика имён

и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.


 

Символика

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён

Слайд 35

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность

главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.
Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.



 

Значение некоторых
имён и фамилий

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим

Слайд 36


Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить,

поддакивать.
Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского.
Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога»


 

Значение некоторых
имён и фамилий

Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья

Слайд 37



Символика цвета в романе
Жёлтый цвет

– основой цвет романа.
Использование и значение
Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями.
Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои.
Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.
От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

Символика цвета в романеЖёлтый цвет – основой цвет романа.

Слайд 38



Символика цвета в романе
Дома Петербурга

окрашены в жёлто-серый цвет.
У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».
Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев.
Перстень с жёлтым камнем у Лужина.
Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Символика цвета в романеДома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.У Порфирия Петровича в

Слайд 39



Символика цвета в романе

Жёлтый

цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.
Символика цвета в романе Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни,

Слайд 40
Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его

как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий:

Зелёный цвет в романе



Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна,

Слайд 41
(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться

в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона).



Зелёный цвет в романе



(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении.

Слайд 42
В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же

платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.



Зелёный цвет в романе



В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет

Слайд 43



Теория Родиона Раскольникова и

её крушение (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).




Домашнее сочинение



Теория Родиона Раскольникова и её крушение  (по роману Ф.М.

Слайд 44

Трофимова
Светлана Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ№1
г. Энгельса

2013-2014 учебный год









Трофимова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть