Презентация, доклад к уроку литературы в 7 классе на темуСтихотворение М.Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива... Восприятие, истолкование, оценка

Содержание

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 1

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 2

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ

Слайд 3« Из пламя и света рождённое слово.»

« Из пламя и света рождённое слово.»

Слайд 4Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов
« Когда волнуется желтеющая нива…»

М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива…»

Слайд 7
Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при

звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая

Слайд 8

Парадокс, -а, м. (книжн.). Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями,

научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка
 

ПАРАДОКС

Парадокс, -а, м. (книжн.). Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее

Слайд 9
Прочитайте стихотворение, найдите парадоксы, загадки
1 ряд. Рассмотрите стихотворение

с точки зрения синтаксиса.

2 ряд. Определите время действия в стихотворении.

3 ряд. Назовите героев стихотворения.

Какова тема стихотворения?
Определите жанр стихотворения.
Какова идея произведения?

Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.


Прочитайте стихотворение, найдите парадоксы, загадки1 ряд. Рассмотрите стихотворение с точки зрения синтаксиса.2 ряд. Определите

Слайд 10
В чём особенность композиции стихотворения?

Когда в нём появляется лирический герой?

Определите

строфику произведения и количество строф?
Определите стихотворный размер.

Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.


В чём особенность композиции стихотворения?Когда в нём появляется лирический герой?Определите строфику произведения и количество строф?Определите стихотворный

Слайд 11
Рассмотрим подробнее каждую строфу.
Обратимся вновь к тексту стихотворения, рассмотрим его планы

как фотографы или художники.
Каким же мы увидели лирического героя?
Сколько предложений в стихотворении?


Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.


Рассмотрим подробнее каждую строфу.Обратимся вновь к тексту стихотворения, рассмотрим его планы как фотографы или художники.Каким же мы

Слайд 12АНАФОРА
АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо

сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
  Термин «анафора» известен как «единоначалие».
В переводе с греческого анафора обозначает «вынесение вверх» – в стихотворении – это повышение интонации, движение кверху человеческого духа (КОГДА, КОГДА, КОГДА…..ТОГДА) – «И в небесах я вижу Бога»
В стихотворении Лермонтова анафора показывает движение вверх человеческого духа.


АНАФОРА АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных

Слайд 13
С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину

природы? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»



Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.


С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину природы? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи

Слайд 14Тропы поэтической речи в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая

нива…»


Тропы поэтической речи в стихотворении  М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Слайд 15

В чём своеобразие лексики стихотворения?


Когда волнуется желтеющая нива...
Когда волнуется желтеющая нива,
И

свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.


В чём своеобразие лексики стихотворения?Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И

Слайд 16
Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация стихотворения. Как,

по-вашему, следует его читать?

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание романса Н.Римского-Корсакова в исполнении Е.Смоляниновой


Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация стихотворения. Как, по-вашему, следует его читать? Проследить интонацию

Слайд 17
Что нового вы открыли для себя сегодня, прочитав

стихотворение М. Ю. Лермонтова , узнали, почувствовали, о чём задумались?


Что нового вы открыли для себя сегодня, прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова , узнали,

Слайд 18
Капля, упав на жаровню горячую,
Даже следа на ней не оставит,


А упадёт на листочек лотоса –
Долго сверкает жемчужным блеском,
А в раковину попадёт морскую –
Станет жемчужиной настоящей!
Таким становишься, с кем общаешься,-
Низким, средним или высоким.
Бхартрихари
 (древнеиндийский поэт)

Капля, упав на жаровню горячую, Даже следа на ней не оставит, А упадёт на листочек лотоса –

Слайд 19
На уроке я узнал…

повторил…
учился…
понял…
задумался…
теперь я могу…
было трудно…

На уроке я узнал…

Слайд 20Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал

об ангельски прекрасном, Ты демонски-мятежное любил.
Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах!
Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть