Презентация, доклад к уроку литературы в 5 классе Противостояние добрых и злых сил в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях. Ритм и рифма в сказке А.С.Пушкина

Содержание

Задачи урокаПродолжить знакомство с литературной сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»Формировать навыки анализа художественного произведенияРазвивать умение работать в группе, давать развернутый ответ на поставленный вопрос

Слайд 1Литературная сказка А.С.Пушкина Ритм и рифма в сказке Противостояние добрых и злых сил

в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок литературы в v классе

Литературная сказка А.С.Пушкина Ритм и рифма в сказке Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой

Слайд 2Задачи урока
Продолжить знакомство с литературной сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»
Формировать навыки анализа художественного произведения
Развивать умение работать в группе, давать развернутый ответ на поставленный вопрос
Задачи урокаПродолжить знакомство с литературной сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»Формировать навыки анализа

Слайд 3Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
Перед нами литературная сказка.


Сказка А.С.Пушкина или В. А. Жуковского более приближена к народной?
Работа в группах (проверка домашнего задания)
1группа (выпишите из сказки постоянные эпитеты)
2 группа (выпишите из сказки магические числа с примерами)
3 группа (выпишите из текста повторы)
4 группа (найдите в сказке приемы «олицетворение»)

Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Перед нами литературная сказка. Сказка А.С.Пушкина или В. А. Жуковского

Слайд 4Сказка А.С.Пушкина имеет характерную особенность, которая отличает её от народной
Прочитаем на

стр.114 – 115 учебную статью «Рифма, способы рифмовки»
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк
Рифмовка: парная, перекрёстная, опоясывающая
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
Приведите примеры ритма в жизни.
Ритм подчёркивает характер героинь сказки Пушкина. Приведите пример…

Сказка А.С.Пушкина имеет характерную особенность, которая отличает её от народнойПрочитаем на стр.114 – 115 учебную статью «Рифма,

Слайд 5Прозаическая речь   Стихотворная речь 


? ?




Поработайте с текстом статьи на стр.115-116. Определите отличительные особенности прозаической и стихотворной речи.
Прозаическая речь          Стихотворная речь 

Слайд 6Противостояние добрых и злых сил в сказке
Цель работы
Анализируем эпизоды сказки.
Записываем название

каждого эпизода в тетрадь, составляя план сказки (выделяем микротемы в произведении)
Противостояние добрых и злых сил в сказкеЦель работыАнализируем эпизоды сказки.Записываем название каждого эпизода в тетрадь, составляя план

Слайд 7Эпизод первый. «Царь с царицею простился...»
Прочитаем ещё раз первые две

строчки.
Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы?
Гипербола – художественное преувеличение
Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? 
Как относится к ней автор?
Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку? Прочитаем ещё раз…
Эпизод первый. «Царь с царицею простился...» Прочитаем ещё раз первые две строчки.Что в описании проводов царя и

Слайд 8 Царь с царицею простился. В путь-дорогу снарядился...

Царь с царицею простился. В путь-дорогу снарядился...

Слайд 9 Эпизод второй. «Царь женился на другой»
Год прошел как сон пустой
Царь

женился на другой..

Похожа ли новая царица на первую жену царя ? Найдем описание новой царицы в тексте и прочитаем.
С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему?
 Эпизод второй. «Царь женился на другой» Год прошел как сон пустойЦарь женился на другой..Похожа ли новая царица

Слайд 10Прочитаем по ролям разговор царицы с зеркалом

Прочитаем по ролям разговор царицы с зеркалом

Слайд 11Эпизод третий. «Но царевна молодая...»
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла,

росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей, 
Королевич Елисей.


Понравилась ли вам царевна?
Кому противопоставляет ее автор?
Антитеза -
Эпизод третий. «Но царевна молодая...» Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.И жених

Слайд 12 Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна...»
Иллюстрация Е. Пашкова 

 Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна...» Иллюстрация Е. Пашкова 

Слайд 13Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла...»
Борьба светлого и

темного, олицетворение добра и зла в сказке
Дерево добра Дерево зла




Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла...» Борьба светлого и темного, олицетворение добра и зла в

Слайд 14Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть эпизодов обращения Елисея ветру, месяцу и

солнцу.
1ряд – Обращение к солнцу (стр.108 - 109)
2 ряд – Обращение к месяцу (стр.109)
3 ряд – Обращение к ветру (стр.109-110)
Домашнее заданиеПодготовить выразительное чтение наизусть эпизодов обращения Елисея ветру, месяцу и солнцу.1ряд – Обращение к солнцу (стр.108

Слайд 15Подведем итог урока
Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем? 
Чем

она отличается от нее?
Что вы   сегодня дома расскажете о сегодняшнем уроке?
Подведем итог урокаСказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?  Чем она отличается от нее? Что вы  

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть