познакомить учащихся с первым произведением Н.В.Гоголя, принесшим ему большую славу; показать мастерство Гоголя-художника; показать роль юмора, "забавность" "Вечеров…".
Описание игры: Игра проводится в форме брейн-ринга: команды за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ –очко, словарик – по очку за каждое верно определённоё слово, « чёрный ящик» - по три очка за правильный ответ.
Цели:
Введение.
Оборудование:
1) две настольные лампы;
2) на столах таблички с названием команд: 1 й вариант « Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»; 2-й вариант «Кораблик» и «Лысый дидько»;
3) предметы для «чёрного ящика»: карты, «свитка», «черевички»;
4) две одинаковые карточки со словариком;
5) выставка книг Н.В.Гоголя и о нём;
6) чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.
Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учёными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности весьма увлекался стихами и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее: «Вечера» принесли Гоголю настоящую славу.
Столь высоко оценённые Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В.гоголю 22 года.
Родился же автор «Вечеров..» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло.
2.В каком году это произошло?
Возраст автора?
2.Как ведьма и чёрт попали в хату?
3.Кто и зачем украл месяц?
(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.)
4.За что чёрт мстил кузнецу?
( Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били чем ни попадя.)
5.Какой подарок готовил Оксане кузнец?
(Солоха, мать кузнеца.)
7.Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба?
( Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод был,
но ещё в добром здравии, а самое главное – был вдовец.)
8.Как получилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал
его из собственного дома?
(Через трубу.)
( Сундук с железной оковкой и росписью.)
6.Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу?
(Кузнец был раздражён тем, что кто-то
помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот,
смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.)
10.Что такое колядование?
( Праздничный обряд под Рождество:
игры, хороводы, пение песен величальных и
хождение по дворам, за что хозяева одаривали
чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами и т.д.)
11.Кто угодил в мешки в избе Солохи?
( Чёрт, голова, дьяк, Чуб.)
12.Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему пошёл Вакула за помощью?
( Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.)
13.За что Пузатого Пацюка ценили и уважали в селе?
( За знахарство.)
14.Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле?
(Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.)
15.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой?
(Галушки, вареники со сметаной.)
16.Как можно укротить чёрта?
(Крестным знамением.)
9.Какое условие поставила кузнецу Оксана,
согласившись выйти за него замуж?
18.О чём думал кузнец, попав в царский дворец?
( «Важная работа!.. Чистая выделка!»,
поражаясь красоте картин, паркета, даже ручек на дверях,
как мастер, которого интересует сама работа.)
19.Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?
( Екатерина II и князь Потёмкин.)
20.Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы?
( Ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца,
да и собой он был статен и пригож.)
21`.Как запорожцы называли царицу?
(«Мамо».)
22.Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал?
(Оксана смутилась, задумалась, вспомнила,
как хорош Вакула, как преданно её любит,
какой он мастер и т.д., кончилось тем,
что «что к утру влюбилась в кузнеца по уши».)
23.Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца?
( Пошли слухи о его смерти.)
24.Как кузнец «отблагодарил» чёрта?
( Отвесил чёрту три удара хворостиной).
Свитка
(верхняя одежда)
Цибуля
(лук)
Кавун
(арбуз)
Галушки
( вареники)
Очипок
( женский головной убор)
Тесная баба
( детская игра)
Словарик
2.Что случилось однажды, как он пошёл плясать?
( На одном месте руки-ноги отказывались слушаться.)
3.Где горела свечка?
( На кладбище, это верный знак, где припрятан клад.)
4.Как дед попал в нужное место во второй раз?
( Ударил в сердцах заступом по «заколдованному месту», где не плясалось.)
5.Какой клад ему достался?
6.Что росло на заколдованном месте?
( Ничего доброго не росло: « Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, чёрт знает что такое!»)
( Котёл с мусором.)
В «чёрном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться.
( Красная свитка).
2. В "чёрном ящике" вещь, за которой Вакула ходил к царице.
(Черевички)
3.В "чёрном ящике" вещи, с помощью которых дед вернул пропавшую грамоту.
(Карты)
Конкурс «Чёрный ящик»
3.Кто подсказал деду, где искать грамоту?
( Шинкарь.)
4.Каким способом дед её добыл?
( Ведьмы посадили деда играть в «дурня» с условием:
хоть раз из трёх выиграет – отдадут шапку,
а проиграет все три раза – не только шапки, может,
и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное,
перекрестил карты под столом и выиграл.)
5.Кому дед вёз грамоту?
(Царице).
6.Какие два праздника – языческий и христианский - упоминаются в повестях?
(Иван Купала и Рождество.)
В.Г.Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грёзами господина Гоголя». Как вы понимаете это выражение? (грёзы – мечты, призрачное видение, сон).
Попробуйте привести примеры из текста, превращающие прозу Гоголя в «поэзию поэтическую, роскошную, упоительную….» (лучше всего использовать пейзажи).
Можно ли подобные описания считать стихотворениями в прозе?
Приведите примеры использования поэтических средств:
эпитетов, метафор, сравнений, эпитетов, повторов и т.п.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами
учащиеся, активно принимавшие участие в игре.
Подведение итогов
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть