Слайд 1Древнерусская литература
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы
Урок литературы
в 5 классе
Слайд 2Цели деятельности учителя:
дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных
особенностях летописи
ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
обучать составлению цитатного плана.
Слайд 3Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и
анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Слайд 4Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998
году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.
Слайд 5Древняя письменная литература делится на светскую и церковную.
Последняя особое распространение
и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Слайд 6Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были
привезены из Византии греческими священниками.
Первая славянская азбука была разработана солунскими братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились
псалмы,
жития,
молитвы и проповеди,
церковные легенды,
поучение
повесть
слово
Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались
в жанры светских произведений.
Другие же остались строго в церковных
рамках.
Слайд 7Жанры религиозной литературы
Житие
это произведения, посвященные описанию
жизни и деяний святых. Речь не
идет только об
апостолах, продолживших проповедническую
деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и
пострадавшие за веру.
Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.
Слайд 8Отличительные признаки ЖИТИЯ
Во-первых, оно составлялось о реальном человеке. Автор произведения должен
был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.
Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.
Слайд 9Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял
самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.
Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались.
И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык. Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.
Слайд 10Жития преподобных
Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума –
непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век). По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Слайд 11Псалмы
В псалмах ярко выражены многие чувства и
переживания человека: покаяние
и смирение,
сознание своего не достоинства перед величием
Божиим, благодарение за Его великие милости,
надежда на милосердие Вседержителя и взывание к
Нему о помощи. Монашеский хор прекрасно
передает эти чувства слушателям.
Слайд 12Поучение
В узком смысле – это церковная проповедь
В широком смысле -
это дидактическое высказывание, которое обращено к читателям.
Это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав "Повести временных лет" "Поучение Владимира Мономаха"
Слайд 13«Поучение Владимира Мономаха»
Литературный памятник, относящийся к XII веку. Он был
написан Владимиром Мономахом - великим киевским князем. В «Педагогическом словаре библиотекаря» также упоминается этот документ. Там он называется памятником педагогической мысли. В «Российской педагогической энциклопедии» подчеркивается, что «Поучение Владимира Мономаха» состоит из 3 частей, которые первоначально были абсолютно самостоятельными.
Слайд 14Летопись
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава
Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.
Летопись. Летописание. Погодная запись (год).
Слайд 15 В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя
«Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
Слайд 16«Повесть временных лет»
первый памятник литературы, дошедший до наших дней.
Что значит «временных»?
Минувших, давно прошедших.
В это произведение включены легенды, предания. В них
нашли отражение такие темы, как национально-
патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Слайд 17«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Повествование о подвиге отрока-киевлянина
начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
Слайд 18В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли
новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Слайд 19Понятия и термины
Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет.
В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси.
Ладья –средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
Слайд 20Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
Воевода – предводитель дружины
Дружина
– отряд воинов на службе у князя
«Я муж его»… я служу князю
«в сторожах» – с передовым отрядом
Отчина – земля отцов, родина
Сокрушался – сильно печалился
Княжичи – дети князя
Слайд 21БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
Какие черты характера вы увидели в отроке?
Какая тема пронизывает это произведение?
Слайд 22Стилистические особенности произведения
Обратите внимание на повторение союзов и, а. Какую роль они играют
в тексте?
Что вы можете сказать о диалогах в тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
Часто ли встречаются в отрывке прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
Глаголы очень выразительны, например: затворились, изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили, закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал (важное значение имели не только свойства или качества предметов, но и их действия)
Слайд 23Андрей Иванович Иванов
(русский классицизм)
А. И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина» 1810 г
Слайд 24 Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»
Какое положение
занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?
Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
Слайд 25 Составление цитатного плана
Цитата — точная выдержка из какого-нибудь текста.
Запомним правила оформления цитаты
«…цитата»
«Цитата…»
Задание
Прочитаем
статью Л.Дмитриева в учебнике на с.47
Составим цитатный план по статье
Слайд 26Домашнее задание
Закончить составление цитатного плана в тетради, подготовить пересказ повествования