Презентация, доклад к уроку литературы в 5 классе Поэзия крестьянского детства. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова Крестьянские дети

Содержание

Послушаем стихотворение «Крестьянские дети» С чего начинается стихотворение? Что стал делать рассказчик, когда увидел детей? Чем он развеселил детей?

Слайд 1Н. А. Некрасов «Поэзия» крестьянского детства Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Урок литературы в 5

классе
Н. А. Некрасов  «Поэзия» крестьянского детства   Анализ стихотворения «Крестьянские дети»Урок литературы в 5 классе

Слайд 2Послушаем стихотворение «Крестьянские дети»
С чего начинается стихотворение?
Что стал делать рассказчик,

когда увидел детей?
Чем он развеселил детей?
Послушаем стихотворение «Крестьянские дети» С чего начинается стихотворение? Что стал делать рассказчик, когда увидел детей? Чем он

Слайд 3Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте выразительно…

Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте выразительно…

Слайд 4По ходу анализа стихотворения заполним таблицу

По ходу анализа стихотворения заполним таблицу

Слайд 51 отрывок
Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?
Заполним таблицу…
Почему рассказчик завидует

крестьянским детям?
Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
 Кого автор называет балованными детками?
 Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
1 отрывокПочему автор называет крестьянских детей милые плуты?Заполним таблицу… Почему рассказчик завидует крестьянским детям?Что значит фраза «В их

Слайд 6 Отрывок 2 «Я делывал с ними грибные набеги...»… «Должно быть, за

подвиги славы мы ждали».

Что значит грибные набеги!
Почему автор употребляет слово делывал!
Какой у него смысловой оттенок?

Отрывок 2  «Я делывал с ними грибные набеги...»… «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».

Слайд 7Отрывок 3 «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что

новый прохожий, то новый рассказ...»

Обратим внимание!!!
Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше.
Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.
Как вы думаете, почему?
Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Отрывок 3  «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...» Обратим

Слайд 8Словарная работа
Вологжанин — житель города Вологды.
 Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью

одежды
 Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
Словарная работа Вологжанин — житель города Вологды. Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.Портной — мастер по шитью одежды Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она

Слайд 9 Как вы понимаете такие строки:
«Иной подгуляет, так только держися — 
 Начнет с

Волочка, до Казани дойдет!»
Какое значение имела проходящая через село дорога
для крестьянских ребятишек?
 Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися —  Начнет с Волочка, до Казани дойдет!» Какое значение

Слайд 10Отрывок 4 «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали»  «.. .Бояться

смиренной лошадки своей?»

Чем закончился поход за грибами?
 Что делают дети, вернувшись домой?

Отрывок 4   «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали»   «.. .Бояться смиренной лошадки своей?» Чем

Слайд 11Отрывок 5 «Грибная пора отойти не успела...» «Живого в деревню тащат

с торжеством...».

 Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
Подсчитайте количество предложений в этом отрывке.
Определите вид этих предложений по интонации.
 Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

Отрывок 5  «Грибная пора отойти не успела...»  «Живого в деревню тащат с торжеством...».  Объясните смысл

Слайд 12Отрывок 6 «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» … «Ванюша в деревню въезжает

царем...».

Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб
Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
 Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем»
 Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?

Отрывок 6 «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» … «Ванюша в деревню въезжает царем...». Расскажите с помощью этого

Слайд 13Отрывок 7 «Однако же зависть в дворянском дитяти...» «Зато ему рано знакомы

труды...»

Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»?
С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
 Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.
Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».

Отрывок 7 «Однако же зависть в дворянском дитяти...»  «Зато ему рано знакомы труды...» Как вы понимаете

Слайд 14Отрывок 8 «Однажды в студеную зимнюю пору...» «...В которых так

много любви!»

Что в этом отрывке для вас нового?
 Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
 Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
 

Отрывок 8  «Однажды в студеную зимнюю пору...»  «...В которых так много любви!» Что в этом

Слайд 15Средства выразительности произведения
Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что

русской душе так мучительно мило»
Какой литературный прием
использован в этих выражениях?
Оксюморон - стилистический
приём, заключающийся в подборе
словосочетания, прямые значения
слов которого логически
противопоставлены
Литота – художественное
преуменьшение
Мужичок с ноготок

Средства выразительности произведенияКак вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»Какой литературный

Слайд 16Найдите в тексте прием антитезы
...Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет

смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!
Как вы думаете, что за мысли мучают автора?

Найдите в тексте прием антитезы...Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых

Слайд 17Отрывок 9 «Играйте же, дети! Растите на воле!»  «Проводит вас в

недра землицы родной!..»

К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? 
Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?

Отрывок 9  «Играйте же, дети! Растите на воле!»  «Проводит вас в недра землицы родной!..» К кому

Слайд 18Как построено стихотворение?
Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение

его частей.
Как построено стихотворение? Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей.

Слайд 19Домашнее задание
Выразительно прочитайте стихотворение
Составьте план стихотворения в тетрадь

Домашнее заданиеВыразительно прочитайте стихотворениеСоставьте план стихотворения в тетрадь

Слайд 20Подведем итог урока
Текст состоит из нескольких частей.
Сколько крупных частей

в этом тексте?
Какой прием лежит в основе его построения?
1—6-й отрывки - …
7—8-й отрывки - …
9-й отрывок – …
 Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
Подведем итог урока Текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть