Презентация, доклад к уроку литературы в 10 классе по творчеству А.Н. Островского

Содержание

"Я тружусь всю жизнь"Задачи урока - показать новаторство и традиции в творчестве А. Н. Островского, своеобразие его стиля.

Слайд 1 "Отец русского театра»
Александр Николаевич  Островский
1823-1886


Слайд 2"Я тружусь всю жизнь"
Задачи урока -
показать новаторство и традиции
в творчестве

А. Н. Островского,
своеобразие его стиля.

Слайд 3Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Предшественники А.Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь

Слайд 4А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за

границу и занимающегося своим бизнесом.
А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

Слайд 5По страницам биографии А.Н.Островского

По страницам биографии А.Н.Островского

Слайд 6ОСТРОВСКИЙ
Александр Николаевич
Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье

— купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника, заслужившего дворянство.
ОСТРОВСКИЙ Александр НиколаевичРодился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье — купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника,

Слайд 7Родители
Отец Островского
Отец, помимо государственной службы, занимался частной практикой, а с 1841,

выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.
РодителиОтец ОстровскогоОтец, помимо государственной службы, занимался частной практикой, а с 1841, выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным

Слайд 8 Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.


Умерла в 1831 году.
Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Умерла в 1831 году.

Слайд 9Детство и юность
Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил

хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже — английский, итальянский, испанский языки.
Детство и юностьДетские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные

Слайд 101835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
1840

год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.
1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1840 год – Островский заканчивает гимназию и

Слайд 11В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то

время преподавали
М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,
П. Г. Редкин.
В 1840—43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т.

Слайд 13 «Вы один достроили здание, в основание которого положили

краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь.

Слайд 14Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные

"клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные

Слайд 151847-1850
История первой пьесы Островского:
первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или

Свои люди — сочтёмся») 

1847-1850История первой пьесы Островского:первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди — сочтёмся») 

Слайд 16«Свои люди – сочтёмся!»
Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что

в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".

«Свои люди – сочтёмся!»Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено

Слайд 17 "Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", --

писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного

Слайд 18Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои

сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие.
"И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", -- говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" -- вот главное в новом герое Островского.
Одна за другой появляются пьесы

Слайд 19 «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет

жить по законам, подавляющим личность.
 «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.

Слайд 20 "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих

взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.

Слайд 21"Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже

господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).


Слайд 22«Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в

драме "Гроза".

«Бесприданница

Слайд 23Особенности стиля Островского:
Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания

Особенности стиля Островского:Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания

Слайд 24Особенности стиля Островского
1. Говорящие фамилии
Пьеса Островского — “Без вины виноватые”. Увидев

фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.
Особенности стиля Островского 1. Говорящие фамилииПьеса Островского — “Без вины виноватые”. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает,

Слайд 25Говорящие фамилии
Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня,

слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.

Говорящие фамилии Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок

Слайд 26Говорящие фамилии
Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже

в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа».
Говорящие фамилииКабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно

Слайд 27Говорящие фамилии
Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”.


Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».
Говорящие фамилии Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”. Владимир Даль дает ей достаточно

Слайд 28Своеобразие названий пьес
Бедность не порок. Без вины виноватые. В

чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.
Своеобразие названий пьес  Бедность не порок.  Без вины виноватые.  В чужом пиру похмелье

Слайд 29Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок)
Не так

живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец
Своеобразие названий  (часто из русских пословиц и поговорок)  Не так живи, как хочется  Правда

Слайд 30Индивидуальные задания
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться

в пьесе

Индивидуальные заданияНеобычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе

Слайд 31Индивидуальные задания
Специфические авторские ремарки

Индивидуальные заданияСпецифические авторские ремарки

Слайд 32Индивидуальные задания
Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени

действия

Индивидуальные заданияРоль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия

Слайд 33Индивидуальные задания
Фольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.

Индивидуальные заданияФольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.

Слайд 34Индивидуальные задания
Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Индивидуальные заданияПараллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Слайд 35Индивидуальные задания
Значимость первой реплики героя

Индивидуальные заданияЗначимость первой реплики героя

Слайд 36Индивидуальные задания
«Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них

вначале говорят другие. Примеры.

Индивидуальные задания «Подготовленное появление

Слайд 37Индивидуальные задания
Своеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского

Индивидуальные заданияСвоеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского

Слайд 38Итоговые вопросы
Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою

точку зрения.
Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?

Итоговые вопросы Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.Почему современные театры постоянно обращаются

Слайд 39Итог урока:
А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового

героя - купца.
Итог урока: А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.

Слайд 40Итог урока:
2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен.

Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.
Итог урока:2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие

Слайд 41Итог урока:
3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается

новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Итог урока:3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке

Слайд 42Домашнее задание.
Драма "Гроза« (текст + учебник)
История создания,
система образов,
приемы раскрытия

характеров героев.
Своеобразие конфликта.
Смысл названия.

Домашнее задание. Драма

Слайд 43Индивидуальные задания
Группа 1
История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с

дополнительной литературой).

Индивидуальные заданияГруппа 1 История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).

Слайд 44Индивидуальные задания
Группа 2.
Смысл названия пьесы "Гроза".

Индивидуальные заданияГруппа 2. Смысл названия пьесы

Слайд 45Индивидуальные задания
Группа 3
Система действующих лиц пьесы

Индивидуальные заданияГруппа 3 Система действующих лиц пьесы

Слайд 46Индивидуальные задания
Группа 4.
Особенности раскрытия характеров героев

Индивидуальные заданияГруппа 4. Особенности раскрытия характеров героев

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть