Презентация, доклад к уроку литературы Творчество Марины Цветаевой

26 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина.

Слайд 1...Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед.

М. Цветаева

...Моим стихам,  как драгоценным винам, настанет свой черед. М. Цветаева

Слайд 226 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора

Московского университета (позже — основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина.
26 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя Музея

Слайд 3"Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".


Слайд 4
Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, (1847-1913), русский ученый, специалист

в области античной истории, филологии и искусства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Он основал один из уникальнейших музеев столицы Музей изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и был его первым директором.
Мать — М. А. Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Она великолепно играла на рояле, «залила детей музыкой», как позднее выразилась поэтесса. В детстве из-за болезни матери (чахотки) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге.
Умерла она еще молодой в 1906 году, и воспитание двух дочерей, Марины и Анастасии, и их сводного брата Андрея стало делом глубоко их любившего отца. Он старался дать детям основательное образование, знание европейских языков, всемерно поощряя знакомство с классиками отечественной и зарубежной литературы и искусства.

Ее отец — Иван Владимирович Цветаев,  (1847-1913), русский ученый, специалист в области античной истории, филологии и

Слайд 5
В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября.

Переезда на дачу и дети, и взрослые ждали, как праздника. Таруса - была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья. Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает: <Ты дал мне детство - лучше сказки <...> !> Последнее стихотворение, посвященное детству в Тарусе, Марина Цветаева написала в 1911 году.

В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября. Переезда на дачу и дети, и

Слайд 6Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила

первой публикацией в печати. Ранняя литературная деятельность Цветаевой связана с кругом московских символистов. Она познакомилась с Валерием Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом-Кобылинским, участвовала в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали на нее поэтический и художественный мир дома Максимильяна Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).
Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила первой публикацией в печати. Ранняя литературная

Слайд 7В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на

собственные средства свою первую книгу стихов – Вечерний альбом. Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.
В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов

Слайд 8Творчество Марины Цветаевой.
В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний

альбом», получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала

1912 Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь».

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Творчество Марины Цветаевой.В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом», получившая одобрительную рецензию М. А.

Слайд 9В 1911В 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем

ЭфрономВ 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Во время гражданской войныВ 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Во время гражданской войны Сергей воевал в рядах Добровольческой армииВ 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Во время гражданской войны Сергей воевал в рядах Добровольческой армии на стороне белых и после победы большевиков был вынужден эмигрировать.
В январе 1912В январе 1912 г. Цветаева вышла замуж за Сергея ЭфронаВ январе 1912 г. Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
". В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая почти сразу после рождения оказалась в детском приюте, где умерла от голода в возрасте 3-х лет.


В 1911В 1911 г. Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем ЭфрономВ 1911 г. Цветаева знакомится со

Слайд 10Биография
В 1922В 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в БерлинеВ

1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в ПрагеВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925В 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во ФранциюВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах ПарижаВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах Парижа. Из Парижа была «выдавлена» атмосферой, сложившейся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВДВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах Парижа. Из Парижа была «выдавлена» атмосферой, сложившейся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва СедоваВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в Берлине, затем — в Праге. В 1925 г., после рождения сына, она переехала во Францию. Вела практически нищенскую жизнь, снимая квартиры в пригородах Парижа. Из Парижа была «выдавлена» атмосферой, сложившейся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926В мае 1926 года с подачи Бориса ПастернакаВ мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией РилькеВ мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
БиографияВ 1922В 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она жила в БерлинеВ 1922 г. Цветаева эмигрировала. Сперва она

Слайд 11Эмиграция явилась для поэтессы тяжелейшим испытанием, ибо она не желала идти

в общем строе большинства соотечественников. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода присуще философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля. Произведения эмигрантского периода – это последний прижизненный сборник стихов «После России», «Поэма горы», «Поэма конца», лирическая сатира «Крысолов», трагедии на античные сюжеты «Ариадна», опубликованная под названием «Тезей», и «Федра» и другие произведения.
Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени – лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х: Уединение: уйди, // Жизнь! (Уединение: уйди…, 1934), Век мой – яд мой, век мой – вред мой, / Век мой – враг мой, век мой – ад (О поэте не подумал…, 1934).

Эмиграция явилась для поэтессы тяжелейшим испытанием, ибо она не желала идти в общем строе большинства соотечественников. Лучшим

Слайд 12
Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на

родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). Вернулась в Россию даже не от своей ностальгии - от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь - вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей - мужа, дочь, сестру. (Сергей Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована).
Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть.
Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом.
Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак,
оставив предсмертную записку к сыну:
"Прости меня, но дальше было бы хуже.
Я тяжело больна, это уже не я.
Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла
жить. Передай папе и Але — если увидишь — что
любила их до последней минуты, и объясни, что
попала в тупик.»
Похоронена на кладбище г. Елабуга.
Сын, Георгий, погиб 3 годами позже в 1944 г.
от пулевого ранения.
Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена,
стало местом паломничества любителей поэзии.

Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием

Слайд 13Творчество
Романтический максимализмРомантический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любвиРомантический максимализм, мотивы одиночества,

трагическая обреченность любви, неприятие повседневности, конфликт быта и бытия, обыденности и жизни души. Интонационно-ритмическая экспрессивностьРомантический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневности, конфликт быта и бытия, обыденности и жизни души. Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность.

ТворчествоРомантический максимализмРомантический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любвиРомантический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневности, конфликт

Слайд 14Интересные факты
В 1990 году патриарх Алексий II
дал благословение на отпевание

Цветаевой ,
тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.
На вопрос: «Что позволило сделать
исключение для Цветаевой?» —
патриарх ответил: «Любовь народная»
Интересные фактыВ 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой , тогда как отпевать самоубийц

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть