Презентация, доклад к уроку литературы Тропа к Гоголю. Своеобразие повести Заколдованное место

Содержание

Цели и задачиОрганизовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.Учить определять тему и главную мысль произведения.Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком.Учить пониманию роли художественных средств в произведении.Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.

Слайд 1

Тропа к Гоголю.
Своеобразие повести «Заколдованное место»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 310


Санкт-Петербург
2017



урок в 5А классе
Агафонова Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы

Тропа к Гоголю. Своеобразие повести «Заколдованное место»Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 310Санкт-Петербург2017урок в 5А

Слайд 2Цели и задачи
Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
Учить определять тему

и главную мысль произведения.
Дать первоначальное понимание различия между автором произведения и рассказчиком.
Учить пониманию роли художественных средств в произведении.
Создать благоприятную обстановку для обмена мнениями с аргументацией.








Цели и задачиОрганизовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.Учить определять тему и главную мысль произведения.Дать первоначальное понимание

Слайд 3Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852) — прозаик и
драматург,

классик русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы «Ревизор»,
сборников повестей «Вечера
на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород», «Петербургские
повести».




Николай Васильевич ГогольНиколай Васильевич Гоголь(1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души»,

Слайд 4Вечера на хуторе близ Диканьки

Работать над «Вечерами»

Гоголь начал еще в 1829
году. В письмах домой он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд
сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена
в 1832 году.




Вечера на хуторе близ Диканьки  Работать над «Вечерами»   Гоголь начал еще в 1829

Слайд 5Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне

Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и его тетушка
Заколдованное место




Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки»Сорочинская ярмаркаВечер накануне Ивана КупалаМайская ночь, или УтопленницаПропавшая грамотаНочь

Слайд 6Отзывы о первой книге Гоголя
«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они

изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин




Отзывы о первой книге Гоголя  «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня.    Вот

Слайд 7


«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с

моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
Н. В. Гоголь
«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно

Слайд 8Работа со словарем Соедините слово с его значением

Баштан
Волость
Кавун

Кухоль
Левада
Люлька

Цибуля


Черевики
Чумаки

арбуз
малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым
место, засеянное арбузами и дынями
башмаки
лук
в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
глиняный кувшин
береговые лиственные леса, заливаемые в половодье 
трубка







Работа со словарем Соедините слово с его значениемБаштан Волость КавунКухольЛевада Люлька Цибуля Черевики Чумакиарбузмалороссияне, едущие за солью

Слайд 9Работа со словарем Проверьте себя

Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
Волость –

в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти
Кавун – арбуз

Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые лиственные леса, заливаемые в половодье 
Люлька – трубка

Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым




Работа со словарем Проверьте себяБаштан – место, засеянное арбузами и дынямиВолость – в Древней Руси: местность, область,

Слайд 11Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный

миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.




Особенности заколдованного местаЗаколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство

Слайд 12«Заколдованное место»



Основные мотивы повести:
- поиски заговоренного клада
- заколдованное место




«Заколдованное место»

Слайд 13«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»



«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Слайд 14Рассказчики в «Заколдованном месте»
Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич

Дед Фомы Григорьевича –
Максим

Скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз.

Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.




Рассказчики в «Заколдованном месте»  Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич  Дед Фомы Григорьевича –  МаксимСкучно:

Слайд 15Работа с текстом по вопросам
Какое любимое занятие было у деда?
Чем решил

развлечь дед знакомых чумаков?
А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков?
Что необычного случилось с дедом во время его танца?




Работа с текстом по вопросамКакое любимое занятие было у деда?Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? А что

Слайд 16Работа с текстом по вопросам
Где горела свечка?
Что задумал дед сделать

наутро?
Как дед попал в нужное место во второй раз?
Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед? Какой клад ему достался?
Что росло на заколдованном месте?




Работа с текстом по вопросамГде горела свечка? Что задумал дед сделать наутро?Как дед попал в нужное место

Слайд 17Работа с текстом по вопросам

Какие существа встретились деду в заколдованном месте?






Работа с текстом по вопросамКакие существа встретились деду в заколдованном месте?

Слайд 18Существа заколдованного места
Медведь – родной брат лешему. Его иногда и называют

лешим или лесным чертом. Некоторые лесные духи имеют облик медведя. В христианской символике олицетворяет зло,дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий нос без тела. Символика птицы многообразна, некоторые были посредниками между миром мертвых и живых.





Существа заколдованного местаМедведь – родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные

Слайд 19Существа заколдованного места
Баранья голова – в
фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет также


отношение к демонологии: один из демонов изображался с
тремя головами, одна из
которых была бараньей.
Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный,переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.




Существа заколдованного местаБаранья голова – вфольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из демонов

Слайд 20Повторение теории: определим жанр произведения.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто

фантастических событиях и приключениях.

Рассказ – небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Легенда – произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет.
Повторение теории: определим жанр произведения.Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.Рассказ – небольшое

Слайд 22Как еще в повести называется заколдованное место

Проклятое место


Дьявольское место



Как еще в повести называется заколдованное местоПроклятое местоДьявольское место

Слайд 23Чем закончилось приключение деда
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» -

сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!




Чем закончилось приключение деда«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что

Слайд 24Художественные средства, создающие образ заколдованного места

Гиперболы


Сравнения


Эпитеты
…под ногами круча без дна, ноздри

– хоть по ведру воды влей в каждую…
…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.




Художественные средства, создающие образ заколдованного местаГиперболыСравненияЭпитеты…под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей

Слайд 25Итог урока
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в

сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.




Итог урока  Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья.

Слайд 26СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть