Слайд 2Презентация к уроку литературы в 10 классе
Автор презентации
Учитель ГБОУ СОШ № 932
В.М.Лукьяненко
Слайд 3Эпиграфы к уроку
«Повести Белкина» -это драгоценный памятник благородного образа мыслей
и трогательного дружества»
Степанов Н.Л
Слайд 4
«Повести Белкина» -одна из вершин русской философской прозы
С.Бочаров
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг
Баратынский Е.
Слайд 5Учебная лекция
Потребность теоретически осмыслить своеобразие прозаического стиля:
1815
– повесть в прозе «Разум
человеческий»
1819 - сохранился отрывок в прозе
повести «Наденька»
Слайд 6Учебная лекция
1822 – заметки «О прозе»
«Точность и краткость – вот
первые достоинства прозы. Она
требует мыслей и мыслей.
Стихи – дело другое…»
1827 – Пушкин задумывает первое крупное прозаическое произведение
«Арап Петра Великого»
Слайд 7Учебная лекция
1830 г- первое законченное прозаическое произведение
«Повести покойного Ивана
Петровича Белкина»
Слайд 8Проверим план лекции
В чём видит Пушкин достоинства прозы?
Какие достоинства прозы
отмечает Пушкин в своих заметках «О прозе»?
Как называется первое крупное произведение Пушкина в прозе?
Слайд 9« От издателя»
«Взявшись хлопотать об издании повестей И.П.Белкина, предлагаемых ныне
публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности.»
А.Пушкин
Слайд 10Кто же такой Белкин?
«Кто бы он ни был, а писать
повести надо вот эдак: просто, коротко, ясно.»
А. Пушкин
Слайд 11Повторим теорию литературы
Фабула – цепь событий в их причинно –
следственной связи.
Сюжет – события,
расположенные в произведении по замыслу автора
Цикл – несколько произведений, объединённых общей темой, проблемой, образом автора
Слайд 12
Сказ – форма народного повествования
Ирония – скрытая насмешка
Повесть
– средняя по объёму и охвату жизни форма эпического произведения
Тема – то, что положено в основу содержания
Проблема – основной вопрос, решаемый автором
Идея – выражение авторского отношения к изображаемому
Слайд 13Обратимся к обобщённому анализу цикла «Повести Белкина»
«Выстрел»
Почему повесть так называется?
Дайте характеристику Сильвио.
Как автор развенчивает романтизм героя?
Слайд 14«Метель»
Какие черты сентиментальной повести есть в «Метели»?
Докажите,
что повесть «Метель» пронизана авторской иронией.
Что изменилось в характерах главных героев в результате их жизненных испытаний?
Слайд 15«Гробовщик»
Какую роль в повести играет фантастический сюжет?
Как раскрывается в
повести тема жизни и смерти?
Дайте характеристику Адриану Прохорову. Что для него является самым ценным?
Слайд 16«Станционный смотритель»
В чём трагедия Самсона Вырина?
Как в повести переосмысливается
библейский сюжет о блудном сыне?
Как в повести раскрывается пушкинский гуманизм?
Какую тему в русской литературе открыл Пушкин этой повестью?
Слайд 17«Барышня – крестьянка»
Под какими подражательными масками скрываются главные герои?
Что является предметом пушкинской иронии?
Что сближает эту повесть с «Бедной Лизой» Н.М.Карамзина? И чем они отличаются?
Слайд 18Обобщим наши наблюдения
Найдите в повестях цикла черты сентиментализма и романтизма
Слайд 19Сентиментализм
Направление в литературе и искусстве
2-й половины 18- начала 19
в.
Отличительные черты:
Раскрытие человеческой психологии
Интерес к простому человеку, миру его чувств
Субъективное изображение мира
Идеи нравственного равенства людей
Слайд 20Романтизм
Направление в искусстве конца 18-го - первой половины 19 века.
Отличительные черты:
Необычность, экзотичность в изображении событий
Мечтательность, культ свободы
Стремление к идеалу , яркий образ романтического героя
Слайд 21Романтизм
Изображение романтического героя в исключительных обстоятельствах
Контраст в смешении
высокого и низкого, трагического и комического,
Обыденного и необычного.
Слайд 22Художественные особенности цикла
Индивидуальное сообщение учащегося
Можем ли мы
утверждать, что «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы?
/Обсуждение ответов учащихся/
Слайд 23Композиция цикла
Что интересного в расположении глав?
/Они расположены
по принципу градации/.
Градация – стилистическая фигура, расположение частей высказывания в такой последовательности, при которой
усиливается смысловое или эмоциональное значение текста.
Слайд 24К чему зовёт нас Пушкин?
«Выстрел»- осуждает пустое существование
«Метель»- герои доверяются промыслу
Божьему, значит движутся вверх
«Гробовщик»- герой пробуждается от власти денег, избавляется от пороков.
Это ступень в развитии человека.
Слайд 25Пушкин ведёт нас к своему идеалу!
«Станционный смотритель»- Пушкин выносит суровый
приговор уродливым социальным отношениям. Движение от личного к социальному.
«Барышня- крестьянка» - торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.
Слайд 26Итог урока
1 Пушкин утверждает в «Повестях Белкина» реализм, борется за
правдивую отечественную прозу, пародирует сюжетные штампы сентиментально- романтической литературы.
2 Изображая героев, Пушкин не обращается к приёмам детального психологического анализа, они воплощаются средствами ёмкой, краткой реалистической выразительности.
Слайд 27Итог урока
3 Пушкин вводит в речь персонажей разговорно - просторечную
лексику.
4 Синтаксический строй гармонирует с лаконизмом изобразительных средств.
5«Повести Белкина»- образец новаторской реалистической прозы.
6 Но это произведение было встречено
критикой весьма сурово, справедливая
Слайд 28Итог урока
оценка пришла позже, 24 марта 1870 года Ф.М.Достоевский
писал:
«Явиться с «Арапом Петра Великого» и с «Белкиным» - значит решительно появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано»
Слайд 29Рефлексия. Синквейн
Творческая работа, форма стихотворения из 5 строк:
1)одно существительное (тема)
2) два прилагательных ( главная мысль)
3)три глагола ( действия в рамках темы)
4) фраза ( отношение автора к теме)
5) одно существительное ( ассоциация с первым словом)
Осень
Листья
Багряные, золотые
Падают, кружатся, шуршат.
Торжественно – печальные дни.
Очарование.
Слайд 31Домашнее задание
На выбор:
1 Придумать концовку к одной
из повестей («Метель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка»)
2написать сочинение на тему «Над чем меня заставили задуматься «Повести Белкина»?