Слайд 1Урок литературы в 7 классе
Древнерусская литература
Ермолай- Еразм
« ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ
МУРОМСКИХ».
Слайд 2Урок в 7 классе МОУ ЧСОШ № 1
учитель литературы Есаулова О.Ю.
Урок развивающего обучения
по литературе
Задача: 1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2)Развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
Навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) Обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом ( работа с таблицей)
Слайд 3Ермолай-Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Слайд 4Цель урока:
Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
Определить
проблематику повести.
Выявить новаторство Ермолая- Еразма в создании характера героини.
Расширить понятие эпизода эпического произведения.
Развивать аналитические умения и письменную речь.
Слайд 5Опрос по пройденному материалу
«Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное
или литературное произведение? Почему?
Можно ли назвать это произведение житием?
Что значит «повесть», почему это произведение называется повестью?
Слайд 6Анализ произведения
К какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»?
Что значит
эпический род? Главные его признаки?
Какие признаки эпического рода можно выделить в «Повести о Петре и Февронии»?
Слайд 7Анализ произведения
Что значит понятие «эпизод»?
Выделите основные эпизоды в произведении.
Слайд 8Работа с текстом произведения
(выполнение и проверка домашнего задания)
основные эпизоды повести:
1.Проделки дьявола
2.Отчего смерть змея приключится.
.3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
4.Агриков меч найден.
5. Змей убит.
6.Мудрая девушка из села Ласково.
7.Условие Февронии и исцеление.
Слайд 98. Заговор против княгини Февронии.
9. «Дайте то, что я прошу!»
10. Прозорливость
Февронии.
11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
12. «Приспело время преставления».
13.Чудеса с телами Петра и Февронии.
Слайд 10Анализ эпизода эпического произведения
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает
в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный)
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
Слайд 11
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него
характерно.
7)Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором.
5)Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль .
Слайд 12
Классное сочинение аналитического типа на тему « Изображение человека в
фольклоре и древнерусской литературе»
Слайд 13 Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа
просит необычного.
А. С. Дёмин
Слайд 14Закрепление изученного материала
Повесть была написана в XVI веке писателем
и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна.
Слайд 15 Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в
Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Слайд 16Основные особенности повести
Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от
канонического жития.
Найдите признаки жития в повести.
Слайд 17Основные особенности повести
Что вам напоминает начало повести?
Найдите другие признаки волшебной сказки
в произведении.
Слайд 19Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
Как отвечает Феврония на
вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
Слайд 20Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её
благочестие и верность.
Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
К кому обращается Феврония в трудные минуты?
Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
Почему после её смерти происходят чудеса?
Слайд 21Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389
«…Она же в это
время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
Слайд 22Прочитайте финал повести.
Какое впечатление оно производит?
Для создания образов преподобных Петра и
Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Слайд 24Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не
только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
Тема – история любви.
Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.
Слайд 25Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии
Слайд 268 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев
Слайд 27Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)
Слайд 28Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об
устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Д. С. Лихачёв.
Слайд 29Домашнее задание
1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести.
2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие
жизненные ценности утверждаются в повести?
Слайд 30САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей:
например, выявить новаторство в создании характера главной героини.
Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов(понятие: фольклор»,«литературное произведение»,«эпизод»,«эпическое»,«повесть»,«сказка»,
«житие»,«стиль писателя»,«средства языка», « пейзаж», «интерьер», « зачин», « финал», « эпитет», «образ»,»тема», «идея».
Преобразование учебного материала строится на расширение системы понятий: «эпизод эпического произведения».Дается план анализа эпизода эпического произведения.
Учебная деятельность организована на развитии познавательных потребностей: используется учебно- поисковая деятельность - работа по тексту, умение выразительно прочитать или сжато пересказать, чтобы ответить на вопрос; анализ эпизодов, умение пользоваться основными терминами.
Работа на уроке организована так, что дается ряд понятий, значение их определяется ( если есть необходимость),по словарю литературоведческих терминов.
Слайд 31Мотивом для дальнейшей работы является развитие навыка владения словом; умение дать
толкование, выявить представление ребенка о лексическом значении того или иного слова, составляется словарь:
благочестие
верность
Святой
Преподобный
Похвальное слово
Исцеление
Кладезь
Всепобеждающее чувство;
Усвоение нового материала состоит из различных способов действия:
проводятся операции по разделению текста на эпизоды;
сопоставление произведения по жанру («сказка», «повесть», « житие»);
сравнительная характеристика произведения( элементы волшебной сказки и жития);
составление таблицы;
письменная работа по закреплению изученного материала и навык творческой письменной работы нравственного характера.
Слайд 32В качестве контроля , во-первых, дается домашнее задание творческого характера.
Во- вторых,
проходит рефлексия в конце урока. Дети дают оценку своей работе, сравнивая самостоятельное решение задания с таблицей и планом , предложенными учителем, выявляются и обсуждаются недочеты.
Контрольно- распределительная деятельность, которая положена в основу уроков развивающего характера, действует в течение всего урока. Взаимодействие: УЧЕНИК-УЧЕНИК в ходе обсуждения, дискуссии по проблемным вопросам нравственного характера в произведении( работа с эпиграфом в начале урока и над высказыванием Д.С.Лихачева в конце урока) дает свой результат: учащиеся делают выводы и определяют связь с жизнью, с современностью, обмениваются своим мнением.
Взаимодействие: УЧЕНИК- УЧИТЕЛЬ дает возможность направлять работу по анализу произведения в лингвистически- литературоведческое русло, не отвлекаясь на дословный пересказ, целенаправленно достигать цели, поставленной учителем в начале урока и учеником, для которого мотивом и целью должно быть получение новых знаний, закрепление предыдущего материала и осмысление изученного на уроке.