Презентация, доклад К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ ( 7 КЛАСС)

Содержание

Урок в 7 классе МОУ ЧСОШ № 1 учитель литературы Есаулова О.Ю. Урок развивающего обучения по литературеЗадача: 1) прививать культуру ведения дискуссии на

Слайд 1Урок литературы в 7 классе
Древнерусская литература

Ермолай- Еразм


« ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ
МУРОМСКИХ».
Урок литературы в 7 классе     Древнерусская литература

Слайд 2Урок в 7 классе МОУ ЧСОШ № 1 учитель литературы Есаулова О.Ю.

Урок развивающего обучения
по литературе
Задача: 1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2)Развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
Навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) Обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом ( работа с таблицей)
Урок в 7 классе МОУ ЧСОШ № 1 учитель литературы Есаулова О.Ю.    Урок развивающего

Слайд 3Ермолай-Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских

Ермолай-ЕразмПовесть о Петре и Февронии Муромских

Слайд 4Цель урока:
Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
Определить

проблематику повести.
Выявить новаторство Ермолая- Еразма в создании характера героини.
Расширить понятие эпизода эпического произведения.
Развивать аналитические умения и письменную речь.
Цель урока: Познакомиться с произведением     древнерусской литературы.Определить проблематику повести.Выявить новаторство Ермолая- Еразма в

Слайд 5Опрос по пройденному материалу
«Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное

или литературное произведение? Почему?
Можно ли назвать это произведение житием?
Что значит «повесть», почему это произведение называется повестью?

Опрос  по пройденному материалу«Повесть о Петре и Февронии» –это фольклорное или литературное произведение? Почему?Можно ли назвать

Слайд 6Анализ произведения
К какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»?
Что значит

эпический род? Главные его признаки?
Какие признаки эпического рода можно выделить в «Повести о Петре и Февронии»?

Анализ произведенияК какому роду относится «Повесть о Петре и Февронии»?Что значит эпический род? Главные его признаки?Какие признаки

Слайд 7Анализ произведения
Что значит понятие «эпизод»?

Выделите основные эпизоды в произведении.

Анализ произведенияЧто значит понятие «эпизод»?Выделите основные эпизоды в произведении.

Слайд 8Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания)

основные эпизоды повести:
1.Проделки дьявола
2.Отчего смерть змея приключится.
.3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
4.Агриков меч найден.
5. Змей убит.
6.Мудрая девушка из села Ласково.
7.Условие Февронии и исцеление.

Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания)     основные эпизоды повести:1.Проделки дьявола2.Отчего

Слайд 98. Заговор против княгини Февронии.
9. «Дайте то, что я прошу!»
10. Прозорливость

Февронии.
11. Возвращение в Муром и счастливое княжение.
12. «Приспело время преставления».
13.Чудеса с телами Петра и Февронии.
8. Заговор против княгини Февронии.9. «Дайте то, что я прошу!»10. Прозорливость Февронии.11. Возвращение в Муром и счастливое

Слайд 10Анализ эпизода эпического произведения
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает

в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный)
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
Анализ эпизода эпического произведения1) Озаглавить эпизод.2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце,

Слайд 11
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него

характерно.

7)Языковые особенности эпизода - анализ средств языка, используемых автором.

5)Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль .

6)  Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.7)Языковые особенности эпизода -  анализ

Слайд 12
Классное сочинение аналитического типа на тему « Изображение человека в

фольклоре и древнерусской литературе»
Классное сочинение аналитического типа на тему « Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе»

Слайд 13 Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа

просит необычного.
А. С. Дёмин
Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

Слайд 14Закрепление изученного материала
Повесть была написана в XVI веке писателем

и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна.
Закрепление изученного материала  Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником

Слайд 15 Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в

Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и

Слайд 16Основные особенности повести

Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от

канонического жития.

Найдите признаки жития в повести.
Основные особенности повестиПовесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.Найдите признаки жития в повести.

Слайд 17Основные особенности повести

Что вам напоминает начало повести?


Найдите другие признаки волшебной сказки

в произведении.

Основные особенности повестиЧто вам напоминает начало повести?Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

Слайд 18
Работа в рабочей тетради.

Работа в рабочей тетради.

Слайд 19Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
Как отвечает Феврония на

вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не

Слайд 20Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её

благочестие и верность.
Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
К кому обращается Феврония в трудные минуты?
Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
Почему после её смерти происходят чудеса?
Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.Какое качество подчёркивает автор

Слайд 21Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389
«…Она же в это

время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…»
Общий Воздух

Слайд 22Прочитайте финал повести.
Какое впечатление оно производит?
Для создания образов преподобных Петра и

Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
Прочитайте финал повести.Какое впечатление оно производит?Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких

Слайд 23
Заполнить таблицу:

Заполнить таблицу:

Слайд 24Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не

только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
Тема – история любви.
Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.
Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей,

Слайд 25Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

Слайд 268 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

Слайд 27Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

Слайд 28Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об

устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Д. С. Лихачёв.
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти

Слайд 29Домашнее задание
1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести.


2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие

жизненные ценности утверждаются в повести?

Домашнее задание1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести.2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?

Слайд 30САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей:

например, выявить новаторство в создании характера главной героини.
Усвоение знаний проходит через повторение основных понятий, литературных терминов(понятие: фольклор»,«литературное произведение»,«эпизод»,«эпическое»,«повесть»,«сказка»,
«житие»,«стиль писателя»,«средства языка», « пейзаж», «интерьер», « зачин», « финал», « эпитет», «образ»,»тема», «идея».
Преобразование учебного материала строится на расширение системы понятий: «эпизод эпического произведения».Дается план анализа эпизода эпического произведения.
Учебная деятельность организована на развитии познавательных потребностей: используется учебно- поисковая деятельность - работа по тексту, умение выразительно прочитать или сжато пересказать, чтобы ответить на вопрос; анализ эпизодов, умение пользоваться основными терминами.
Работа на уроке организована так, что дается ряд понятий, значение их определяется ( если есть необходимость),по словарю литературоведческих терминов.
САМОАНАЛИЗ УРОКА Урок развивающего обучения по литературе направлен на развитие познавательных потребностей: например, выявить новаторство в создании

Слайд 31Мотивом для дальнейшей работы является развитие навыка владения словом; умение дать

толкование, выявить представление ребенка о лексическом значении того или иного слова, составляется словарь:
благочестие
верность
Святой
Преподобный
Похвальное слово
Исцеление
Кладезь
Всепобеждающее чувство;
Усвоение нового материала состоит из различных способов действия:
проводятся операции по разделению текста на эпизоды;
сопоставление произведения по жанру («сказка», «повесть», « житие»);
сравнительная характеристика произведения( элементы волшебной сказки и жития);
составление таблицы;
письменная работа по закреплению изученного материала и навык творческой письменной работы нравственного характера.



Мотивом для дальнейшей работы является развитие навыка владения словом; умение дать толкование, выявить представление ребенка о лексическом

Слайд 32В качестве контроля , во-первых, дается домашнее задание творческого характера.
Во- вторых,

проходит рефлексия в конце урока. Дети дают оценку своей работе, сравнивая самостоятельное решение задания с таблицей и планом , предложенными учителем, выявляются и обсуждаются недочеты.
Контрольно- распределительная деятельность, которая положена в основу уроков развивающего характера, действует в течение всего урока. Взаимодействие: УЧЕНИК-УЧЕНИК в ходе обсуждения, дискуссии по проблемным вопросам нравственного характера в произведении( работа с эпиграфом в начале урока и над высказыванием Д.С.Лихачева в конце урока) дает свой результат: учащиеся делают выводы и определяют связь с жизнью, с современностью, обмениваются своим мнением.
Взаимодействие: УЧЕНИК- УЧИТЕЛЬ дает возможность направлять работу по анализу произведения в лингвистически- литературоведческое русло, не отвлекаясь на дословный пересказ, целенаправленно достигать цели, поставленной учителем в начале урока и учеником, для которого мотивом и целью должно быть получение новых знаний, закрепление предыдущего материала и осмысление изученного на уроке.

В качестве контроля , во-первых, дается домашнее задание творческого характера.Во- вторых, проходит рефлексия в конце урока. Дети

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть