Слайд 1Эпоха Возрождения
В XV–XVII веках Европа переживала бурный расцвет гуманистической культуры. Новое
историческое и культурное время подарило миру великих учёных, путешественников, поэтов, художников, деятелей культуры, всесторонне образованных и удивительно талантливых. Среди них особенно выделяются имена Леонардо да Винчи — не только великого художника, но и гениального математика, механика, инженера и физика; Альбрехта Дюрера — художника, гравёра, скульптора; Никколо Макиавелли — государственного деятеля, дипломата, историка и писателя. Вспомним также имена Джордано Бруно, Галилео Галилея, Христофора Колумба, Фернандо Магеллана, Николая Коперника. Навсегда вошли в историю мировой литературы великие писатели эпохи Возрождения — Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Джефри Чосер, Томас Мор, Франсуа Вийон, Мигель де Сервантес.
Слайд 2
Но основное место в литературе Ренессанса занимает Уильям Шекспир.
Слайд 3Бессмертная трагедия Шекспира
1594-1595
Слайд 4 Самая ранняя из сохранившихся
обработок сюжета, крайне популярного в ренессансной Италии, принадлежит Мазуччо ("Новеллино", 36).
У Луиджи да Порто ("История двух благородных любовников", около 1524 г.) действие перенесено в Верону, любящие получили имена Ромео и Джульетта.
Фамильные имена - Монтекки и Капулетти -упоминаются Данте в «Божественной комедии» ("Чистилище", VI, 106).
Сюжет использовали Больдери ("Несчастная любовь", 1553), Банделло ("Новеллы", 1554), Луиджи Грото (трагедия "Адриана", изд. 1578) и, наконец, Джироламо делла Корта, который в своей "Истории Вероны" (1594-1596) выдает эту повесть за истинное происшествие. Вероятно, вскоре после этого и была сфабрикована явно поддельная гробница Ромео и Джульетты, которую до сих пор показывают в Вероне туристам.
Слайд 5Что такое трагедия?
Когда она возникает?
Что такое конфликт?
Как он
развивается?
Чем всегда заканчивается трагедия?
В чём отличие драмы от других видов литературы?
Слайд 6Можно ли, взяв за основу предложенный рисунок, восстановить сюжет трагедии Уильяма
Шекспира «Ромео и Джульетта»?
Слайд 7 Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба
подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
Слайд 8И ненависть мучительна и нежность.
И ненависть и нежность — тот же
пыл
Слепых, из ничего возникших сил,
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня
Моя любовь, которая тяжка мне.
Слайд 9А брак такая важная вещь:
Картина требует красивой рамы,
И золотое содержанье
книг
Нуждается в застежках золотых,
Вот так и ты, подумавши о муже,
Не сделаешься меньше или хуже.
Слайд 10В делах чести - настоящий дьявол. Фехтует, как по нотам: раз,
два, а три уже сидит по рукоятку у тебя в брюхе.
Слайд 11Вероны дух – задор, безумство, риск,
отчаянная юности бравада…
Слайд 12 Любовь нежна?
Она груба и зла.
И колется и жжется,
как терновник.
Сумасшедший обожатель!
Стань предо мной, как облачко, как вздох!
Произнеси полстрочки, и довольно.
Скажи "увы". Срифмуй "любовь" и "кровь".
К Венере обратись иль Купидону.
Кому принадлежат приведенные строки? Прокомментируйте их.
Слайд 13Добра не жду. Неведомое что-то,
Что спрятано пока ещё во тьме,
Но зародится
с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь
Виной каких-то страшных обстоятельств.
Но тот, кто направляет мой корабль,
Уж поднял парус.
Какие проблемы, волнующие героя, поднимаются в этих строках?
Чем вызвана его тревога?
Слайд 14Подберите фрагменты текста, иллюстрирующие запечатленный фрагмент.
Какими рисует героев автор? Какие чувства
переполняют их?
Слайд 15Я легковерной, может быть, кажусь?
Ну ладно, я исправлю впечатленье
И откажу тебе
в своей руке,
Чего не сделала бы добровольно.
Конечно, я так сильно влюблена,
Что глупою должна тебе казаться,
Но я честнее многих недотрог,
Которые разыгрывают скромниц…
Слайд 16Ромео о Джульетте
Она такая строгая святая,
Что я надежд на счастье
не питаю,
Ей в праведности жить, а
мне конец:
Я не жилец на свете, я
мертвец.
Кто и о ком говорит эти слова? Как вы их понимаете?
Слайд 17Подберите фрагменты текста, к которым создана данная иллюстрация. Что удалось художнику
отразить в своей работе?
Слайд 18Какую роль в отношениях Ромео и Джульетты играет кормилица юной героини?
Слайд 19 Так непомерно счастье,
Так сказочно им чудно это все!
Слайд 20
Почему брат Лоренцо согласился устроить брак молодых без согласия их
родителей? Нравственна или безнравственна его помощь?
Слайд 21Какой эпизод изображен на иллюстрации? Какую роль играет он в трагедии?
Слайд 22В мужчинах нет ни в ком
Ни
совести, ни чести.
Все притворство,
Пустое обольщенье и обман.
***
Мужчина ль ты? Слезливостью ты баба.
А слепотой поступков - дикий зверь.
Женоподобье в образе мужчины!
Кто и к кому обращает эти слова? Как следует понимать их смысл?
Слайд 23Какие чувства испытывает в момент смерти Тибальта Ромео?
Чего он страшится?
О чем грустит?
Слайд 24Подберите к иллюстрации фрагменты текста трагедии.
Слайд 25Какую из сцен трагедии
Передаю актеры средствами пластики ?
Слайд 26Какую роль в изображении чувств героев играет знаменитый диалог героев о
соловье и жаворонке?
Слайд 27 Что есть любовь? Безумье от угара.
Игра огнем, ведущая к пожару.
Воспламенившееся море слез,
Раздумье - необдуманности ради,
Слайд 28Кого из героев трагедии изобразил художник? В какие моменты их судьбы?
Слайд 29Любуйтесь ею пред концом, глаза!
В последний раз её обвейте, руки!
И губы,
вы, преддверия души,
Запечатлите долгим поцелуем
Со смертью мой бессрочный договор.
Слайд 30Что чувствуют представители враждующих семей у гроба детей? Раскаиваются ли они
в том зле, которое причинили влюбленным?
Слайд 31Какой для ненавистников уроков,
Что небо убивает вас любовью!
Слайд 33Но повесть о Ромео и Джульетте
Останется печальнейшей на свете…