Слайд 1Постмодернизм
Особенности направления в современной русской поэзии.
Презентацию подготовили:
Булатова Л.П., Юмагулова В.Г.
ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Слайд 2Постмодернизм -
представляет собой широкое общественное течение, распространившееся в философии,
литературе, музыке, изобразительном искусстве, архитектуре.
Слайд 3Постмодернизм - это:
оценка последних тенденций в развитии культуры после
модернизма.
Слайд 4Мир постмодернизма
лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не
имеющая смысла.
Слайд 5
Постмодернизм как движение в литературе, искусстве,
философии возникает на Западе в конце 60-х годов.
Слайд 6Для постмодернизма характерно:
отсутствие единого ценностного центра;
критическое отношение к глобальным идеологиям
и утопиям;
внимание к маргинальным социальным группам (людям «дна»);
поиски синтеза между искусством и массовой культурой.
Слайд 7Реализм/постмодернизм. Сравнительные характеристики:
Слайд 11Черты постмодернизма:
полистилистика (смешение высокой и низкой лексики);
цитатность (в поэзии – центонность);
интертекстуальность (аллюзии с первоисточником)
Слайд 12 Термин «интертекстуальность» введен Ю. Кристевой под влиянием М. Бахтина,
который описывал литературный текст как полифоническую структуру.
Буквально «интертекстуальность» означает включение одного текста в другой.
Слайд 13Основные черты постмодернизма по Хассану:
Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей,
двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок.
Фрагментарность. Писатель-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст.
Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям.
Слайд 14Безличность, поверхностность. Постмодернизм отказывается от традиционного "я", усиливает стирание личности, подчеркивает
множественность "я".
Непредставимое, непредставляемое искусство постмодернизма ирреалистично. Литература постмодернизма ищет пределы, приговаривая себя к молчанию.
Ирония.
Слайд 15Гибридизация, или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы: "паралитература", "паракритика", "нехудожественный
роман".
Карнавализация. Карнавализация означает центробежную силу языка, "веселую относительность" предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха.
Перфоманс, участие. Театр становится действующей нормой для деканонизирования общества.
Слайд 16Конструктивизм. Постмодернизм конструирует реальность.
Имманентность. При помощи новых технических средств стало
возможным развить человеческие чувства — охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему.
Слайд 17 Постмодернистский текст творит нового читателя — принимающего правила множественности
языковых игр, с удовольствием в них участвующего.
Слайд 18Симулякр
Кризис характера, тяготение к фантастике породил в постмодернизме теорию
симулякра.
Симулякр (от франц.) – стереотип, псевдовещь, пустая форма.
В постмодернистской эстетике симулякр занимает место, принадлежащее в классических эстетических системах художественному образу. Однако если образ (копия) обладает сходством с оригиналом, то симулякр уже весьма далек от своего первоисточника.
Слайд 19 В основе эстетики постмодернизма лежит постструктуралистский тезис "мир (сознание)
как текст".
Слайд 20Особенности поэтики литературного постмодернизма
соединение как равноправных языка литературы с различными
языками научных знаний, создания произведений на грани литературы и философии, литературы и литературоведения, литературы и искусствоведения, литературы и истории, литературы и публицистики (скрещивание образа и понятия);
актуализация так называемых "второстепенных" жанров: эссе, мемуаров, житий, апокрифов, летописей, комментариев, трактатов, палимпсестов и т. д., "мутирующих" с "ведущими" литературными жанрами и между собой; "мутации" жанров высокой и массовой литературы.
Слайд 21 Основу художественной практики постструктуралистского тезиса "мир (сознание) как текст"
составляет деконструкция культурного интертекста.
Слайд 22 Началом, связующим разрозненный материал, образующий постмодернистский текст, часто оказывается
авторская маска, ироническая по своему характеру.
Посредством такой маски писатель стремится ускользнуть от тоталитаризма языка, выявить отсутствие претензий на собственную непогрешимость, настроить потенциального читателя на определенную волну.
Слайд 23Течения концептуальной поэзии:
соц-арт;
концептуализм;
минимализм.
Слайд 24Соц-арт
художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального переосмысления
-
это способ опровержения культуры социалистического реализма путем разложения этой культуры на составляющие ее элементы - «кирпичики»- политические лозунги, культурные мифы и разговорные клише советской эпохи.
Слайд 25 Современная концептуальная поэзия началась с ощущения виновности языка- языка
советской поэзии, языка советского искусства, языка как чудовищного средства манипуляции человеческим сознанием.
Слайд 26Представители концептуального направления:
Всеволод Некрасов;
Тимур Кибиров;
Владимир Сорокин
Слайд 27Новая модель стиха:
Всеволод Некрасов
Такого конфуза, речевого конфуза -
никакие футуристы не припомнят. Кричать и разговаривать нечем было… А как хотелось - еще бы. И новенького, иного, главного, невинного… Открыть, отвалить - остался ли кто живой, хоть из междометий. Где она, поэзия?
Слайд 28Всеволод Некрасов:
Некрасов ориентируется на речь предельно упрощенную, бедную, сотканную
из концептов — устоявшихся, клишированных, долго бывших в употреблении и совершенно стершихся высказываний, а также — из междометий, из интонации.
Слайд 30 Перед нами — род потока сознания, воссозданного нетрадиционными поэтическими
средствами. Автор избегает однозначности, категоричности высказываний и оценок, скорее намекает, нежели формулирует. Многое не договаривается, подразумевается хорошо известным.
Слайд 31Жизнь ужасна
Жизнь прекрасна.
Обе эти реальности для Вс.
Некрасова неоспоримы, более того — контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Эта антиномия, по Вс. Некрасову, и определяет сущность жизни.
Слайд 32Концептуализм:
- устраняет из поэзии лирического героя, текст строится на
игре с готовыми, сложившимися в прошлую эпоху идеологическими штампами (концептами).
Лирическая искренность в концептуализме невозможна: в любом высказывании выявляется идеологический или стилистический стереотип, причем автор воспроизводит его академически спокойно.
Слайд 33Концепты:
культурные стереотипы (политические лозунги, идеологические штампы, речевые клише).
Слайд 34Стилевые приметы концептуализма:
цитатность;
использование пародийной техники;
повышенная театральность авторского поведения
Слайд 35 Концептуализм, как и соц- арт, работает с концептами. Но
если соц- арт «паразитирует» на наследии, доставшемся от советской эпохи, то концептуалисты создают свой язык путем вторичного использования любых речевых штампов, «общих мест» печати, строк популярных песен, фрагментов русской и советской литературы, которые превратились в расхожие цитаты.
Слайд 37 Главное произведение Дмитрия Пригова - это писатель Дмитрий Александрович
Пригов, «дубликат» советского поэта, представителя официальной культуры, от чьего имени (в котором уже содержится намек на серьезность и официальность) пишет свои тексты реальный Пригов
Слайд 38 Течет красавица Ока
Среди красавицы Калуги
Народ-красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь
с утра
Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу Оку
И это есть, быть может, кстати
Та красота, что через год
Иль через два, но в результате
Всю землю красотой спасет
Слайд 39 Стихи Пригова внутренне пародийны. Источники пародирования:
"государственная" поэзия (вроде обязательных поэтических колонок к основным праздничным датам) и поэзия графоманов.
Но пародируется не что-то уже существующее, а то, что возникает под пером данного автора – условного и стилизованного Пригова.
Слайд 40 Главный объект деконструкции - язык литературы социалистического реализма и
лже-соцреализма.
Через язык высмеивается сама государственная идеология и обслуживающая ее кичевая культура.
По моделям, утвердившимся в официальной советской литературе, и заставляет Пригов сочинять свои произведения Дмитрия Александровича Пригова, одновременно подвергая образ псевдоавтора-персонажа в ипостаси официального поэта пародированию.
Слайд 42
Его излюбленный прием – центон – литературный текст, полностью
составленный из строк разных литературных произведений
Историософское
Умом Россию не понять.
Равно как Францию, Испанию,
Нигерию, Камбоджу, Данию
Урарту, Карфаген, Британию
Рим, Австро-Венгрию, Албанию,
Объединённую Германию –
У всех особенная стать.
В Россию можно только верить.
Нет, верить можно только в Бога.
Всё остальное – безнадёга.
Какой бы мерой не мерить,
Нам всё равно досталось много –
В России можно просто жить,
Царю, Отечеству служить.
Слайд 44 В середине 1970-х годов Л.Рубинштейн создал собственный жанр -
жанр картотеки. Любое произведение поэта - это серия высказываний, каждое из которых зафиксировано на отдельной карточке.
Слайд 45Конфликт в произведениях существует в рамках сознания одного и того же
человека, который выступает в двух ипостасях - гражданина и обывателя.
Такая раздвоенность («Пишем одно, в уме - другое») возникает уже в заглавии произведения Льва Рубинштейна - «Всюду жизнь»,- которое в то же самое время является и названием одной из самых известных картин Н.Ярошенко.
Двойной стандарт сознания приводит человека, по мысли автора, к плачевному итогу. Его официальное сознание - чужое, цитатное:
Жизнь дается человеку, говорят, чтобы он ее пронес, не расплескав...
Жизнь дается человеку, чтоб жить, чтобы мыслить, и страдать, и побеждать…
Жизнь дается человеку - вот он и жить торопится, и чувствовать спешит…
Слайд 46Поэзия имиджа:
поэзия «митьков»;
поэзия «куртуазных маньеристов».
Слайд 47«Митьки»
группа из 13 ленинградских художников;
название образовано от имени основателя – Дмитрия
Шагина;
главные атрибуты: тельняшки-ватники - борода лопатой - скромный лексический запас
Слайд 48Дмитрий Шагин
Бедный Икарушка
У Икарушки бедного
Только бледные ножки торчат
Из холодной зеленой воды.
Слайд 49Для литературного «митьковства» характерно:
поэтика примитивизма и абсурдизма;
использование дискурсов массовой литературы и
киноискусства
Слайд 50Группа «куртуазных маньеристов».
Идеология:
использование кода куртуазной любовной поэзии в
пародийно-иронических целях, высмеивание искусственной позы в литературе.
Слайд 51 Герой меньеристов – ценитель женской красоты, изящный, циничный,
ненасытный покоритель сердец – Дон Жуан.
Возможны различные варианты любовных похождений – от «исторических» (с графинями и маркизами 18 в.) до самых современно-молодёжных.
Картина Виталия Ермолаева
Слайд 52 Вадим Степанцов «Металлистка»
На металлической тусовке,
Где были дансинг и
буфет,
Ты мне явилась в буйном соке
Своих одиннадцати лет
………………………….
Цедя какую-то фруктозу,
Я про себя воскликнул: «Ах!
Ты металлическая роза,
Бутон в заклёпках и шипах!»
Слайд 53Митьки – куртуазные маньеристы:
Митьки шаржируют примитив, бескультурье, социальный идиотизм.
Куртуазные маньеристы пародируют претензии на интеллектуальный аристократизм, сексуальную неотразимость, порочность.
Философия куртуазных маньеристов направлена против пуританского закрепощения личности, предполагает реабилитацию плоти, чувственных наслаждений, жизненных удовольствий
Слайд 54Неоклассическая линия в современной поэзии
Соединение традиций с современностью
в творчестве Бориса Чичибабина, Наума Коржавина, Инны Лиснянской
Слайд 55Борис Чичибабин
Сознавая кризисность своего времени, разорванность мира,
поэт пытался восстановить утрачиваемую гармонию, внести её в ощущаемый им хаос.
Созданный им поэтический Космос предстаёт в его творчестве как в образе всеобъемлющего мира-Храма.(«Мой храм, как жизнь, всемирен и пространен» ).
Один из ликов Бога в этом храме у Чичибабина – Любовь:
Да пройду я, как Данте, сквозь ад
И увижу в раю Беатриче.
Слайд 56Интеллектуальная поэзия метареалистов
мета-метафористы: в их стихах много метафор и символов;
возвращение духовности
в мир реальности;
связь метареализма с символизмом.
Слайд 57Иван Жданов
Его поэзия обращена к загадке жизни
и смерти, любви и одиночества, речи и молчания:
Тихий ангел – палец к губам – оборвёт разговор, и внезапной свободой
мы повиты, как руки немых,
завершающих спор
точкой схода.
и кому не хотелось хотя бы на время такой
стать неслышимой речью, пролетающей паузой между словами
с тоской по молве человечьей…
Слайд 58 Виктор Кривулин
Его стихи отстранены, более «темны»
для читателя. Он полагается на скрытые возможности языка, экспериментирует со словом, часто не признаёт знаков препинания:
дела твои прозрачны Боже
слова темны а дни прохладны
я чувствую мороз по коже
одежды шелест шоколадный
………………………………..
съедобны мы Твои народы
на языке Твоём растаяв
рецепт невиданной свободы
голодным ангелам оставил…
«Псалом»
Слайд 59Иронизм: игра со словом, гражданская позиция и ирония
Игорь
Иртеньев
Слайд 60Отпусти меня, тятя, на волю,
Не держи ты меня под замком.
По весеннему
минному полю
Хорошо побродить босиком.
Ветерок обдувает мне плечи,
Тихо дремлет загадочный лес.
Чу, взорва́лась АЭС недалече.
Не беда, проживём без АЭС.
Глухо ухает выпь из болота,
За оврагом строчит пулемёт,
Кто-то режет в потёмках кого-то,
Всей округе уснуть не даёт.