Слайд 1
Архетипы земли
и избы в творчестве
В.Г. Распутина.
Методические разработки Толмачёвой М.Г.,
преподавателя литературы высшей категории, МБОУ «СОШ № 10» г. Ангарск
Слайд 2Связь времён.
Пушкин А.С., Тургенев И.С., Л Толстой, А. Чехов – эти
авторы не просто пишут о русской деревенской жизни, но и видят народ как массу людей, как мифологему, отражающую отдельную Личность и в то же время своеобразие всего русского национального характера, красоту души всего русского крестьянства.
Слайд 3
Они заложили традиции бережного и красивого отношения к труду крестьянина, пахаря,
труд которого на Руси приравнивался к труду воина.
Изображая внутреннюю стройность крестьянской жизни, они, опираясь на фольклорные традиции, опоэтизировали крестьянский труд, показав, какую власть имеет над крестьянином земля.
Слайд 4Грустный вывод:
Уже в XIX в. русская литература поняла и всячески предупреждала,
что главная опасность состоит в разъединении крестьянина с землёй!!!
Слайд 5
«В деревнях тяга к православию
сильнее…
…был бы рад, если заметится, что моя проза есть мировоззрение православного человека». В. Распутин.
Слайд 6
Я пишу о деревне, потому
что она вскормила меня и
рассказать
правду о ней –
мой долг.
В.Г. Распутин.
Слайд 7Проблематика и поэтика творчества Распутина.
«Дело не в защите старой деревни… Речь
идёт о духовном мире миллионов людей…
… На бескрайних просторах Сибири разбросаны большие и маленькие деревеньки, в них множество людей, ведущих размеренный образ жизни. Этих – то скромных людей литература как-то упорно не замечала. Между тем, они – наши современники, создают огромные материальные ценности. Они – живые люди, со своими судьбами и страстями. Можно ли о них умалчивать?» В. Распутин.
Слайд 9
Четыре подпорки у
человека в жизни:
Дом с семьёй, работа, люди, с
кем вместе делишь праздники и будни, и земля, на которой стоит дом.
И одна важней другой. Захромает земля – весь свет в наклон.
В.Г. Распутин.
Слайд 10Мифологемы:
Земля – мать – кормилица!
Земля – источник существования!
Она не только даёт,
но и обязывает:
Ухаживать за ней!
Убирать урожай!
Строить на земле свой дом!
Слайд 11Мифологемы:
«Земля – кормилица» формирует нравственные и духовные устои нации.
Земля формирует основные
нравственные чувства человека:
Чувство ответственности и долга,
Чувство вины и совести.
Слайд 12Понятийный аппарат: архетип.
(от греч. – первообраз, модель),
сознательное и бессознательное, индивидуальное и
коллективное свойство психики, основанное на психологическом опыте человека, накопленного в течение многих веков.
Слайд 13Источники архетипов:
Мифы разных народов:
О происхождении мира(космогонические),
О происхождении человека (антропологические),
О происхождении богов
(теогонические),
О смене времён года (календарные),
О конце света (эсхатологические) и др.
Слайд 14Понятийный аппарат:
При изучении архетипов и мифов используется ряд понятий и терминов:
Слайд 15Философский аспект.
Архетипы во многом определяют представление человека о мире и соотносятся
с вечными универсалиями человеческого сознания (свет – тьма, добро – зло).
Слайд 16Примеры из классической литературы.
Архетип мирового дерева
в образах Кавказа,
Гордого Казбека,
двуглавого
Эльбруса
в творчестве
Лермонтова.
Слайд 17Архетипы в творчестве В. Распутина
Неба - в рассказе «Под небом ночным»
*
Воды
- в повести «Прощание с Матерой»
*
Земли - в рассказе «Изба»
*
Огня - в повести «Пожар»
*
Слайд 18Эволюция архетипа к мифологеме.
Уничтожение деревенского уклада жизни и разрушение души народа
- «дара памяти», для писателя равнозначны.
Архетипы пожара, потопа репродуцируются в современной литературе , сигнализируя о катастрофичности мироощущения писателя.
Слайд 19
Распутин, ощущая губительность происходящих перемен, переходит от архетипических образов потопа в
«Прощании с Матёрой» к мифологеме апокалипсиса в повести «Пожар», к мифологеме стихии в рассказе «В непогоду».
Слайд 20«Прощание с Матёрой».
Актуальность повести выражена в негативном отношении автора к
углубляющемуся процессу разрушения связей человека и природной среды через мифологемы:
Сооружение
искусственных
водохранилищ
Затопление земель
Поворот
северных рек
Уничтожение
неперспективных деревень
Слайд 21
«Только-только после войны встали на ноги, только выправились с одежонкой и
обужонкой, досыта принялись стряпать хлебы, а самое главное только избавились от мошки, и коровы вдвое-втрое прибавили молока, а люди стянули с головы сетки из конского волоса и с надеждой заоглядывались вокруг, что бы такое ещё сыскать для справного житья, - вдруг перехват всего прежнего порядка по Ангаре, вдруг кочуй!»
Слайд 23«Под небом ночным».
Рассказ, посвящённый друзьям-ягодникам, в течение 20 лет вместе ездившими
в сибирскую тайгу «в самое скрытое, мало кому известное место…где ломался какой-то извечный неукоснительный порядок,… где даже грубое слово не выговаривалось…где каждый надеется на желанное и щедрое отпущение грехов…»
Здесь, на таёжной земле и звучит основная идея Распутина: «Без родовой земли все мы вырождаемся!
Слайд 25«В непогоду»
Образ неподвластной человеку стихии, вырывающейся из-под контроля, изображён в рассказе
«В непогоду», где «…всё то же надрывающее душу стенание, всё та же бесконечная трёпка деревьев и удары в стену….» с желанием «бить по обессиленной земле ещё нещадней» становятся грозными символами. Тем удивительней голос автора, никогда не спорящего с природой: «Но куда же ещё нещадней?!-здесь не океанская пустыня, не тундра, не пески, где дикие, взрывные, разрушительные силы, смерчевья выбрасываются из своей оболочки и начинают бешеную погоню… А здесь- то, на богоспасаемой земле, куда больше? И зачем?»
Слайд 26
Автор «…не спорит больше с ветром, получив достаточные доказательства, кто здесь
ХОЗЯИН», а устами вахтёрши санатория, где он отдыхает, сам же и отвечает на вмешательства человека в природу: «Набедокурили, а теперь: циклон, циклон! Какая мне польза, откуда этот циклон и как он называется? По мне хоть никак он не называйся…лишь бы его не было! Раньше ветры были…тоже хорошие были ветры, ничего не скажешь. Дух захватывало, как налетит да громоток устроит. Но раньше налетит по пути, чтоб дальше пролететь. А этот так и целит прямо в тебя, так и целит. Так и норовит тебя с земли сдуть!...Это с нас спрос пошёл».
Слайд 28Грустные выводы автора
«Регуляция природы» оборачивается
для человека трагедией.
«Самая лучшая, веками ухоженная
и удобренная дедами и прадедами земля», должна быть затоплена.
Безответственность и безболезненность при расставании с родной землёй, с «малой родиной», которая тебя воспитала – это признак вырождения нации
Слайд 30Архетип избы.
Умирают деревни, умирают деревни!
Исчезают навеки, хоть верь,
хоть не верь.
Где отыщется слово суровей и гневней,
Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!
…Это значит…а что это вправду значит?
Значит, как там ни ручайся, ни крути,
Но для нас нет важней на земле задачи,
Чем деревню вернуть, возродить, спасти!
Э. Асадов.
Слайд 31« В ту же землю»
«Господи, как хорошо не видеть того, что
делается на этой земле! …Дали еще полежать Аксинье Егоровне под небом, с которого, набираясь,спадал снег. До чего кстати этот снег-словно им всем даровалось прощение за беззаконные действия. Словно высшая сила сникла над человеческой слабостью и своевольством…»
Слайд 32«Изба»
Никогда не сдавалась Агафья и тут бы не сдалась, переехала бы
со всеми, не растерялась, но выявили её как больную, оторвали от родной земли, положили в больницу. Тяжёлая была у неё надсада, но не только она, сколько бездействие, оторванность от родной земли, сломили дух Агафьи.
Вышла она после болезни растерянная и повезла «новую жизнь за собой» «на грубых тракторных санях».
Слайд 33«Изба»- главный герой рассказа?
Постарела, осиротела,
Держала достоинство,
62 раза
Стояла высоконько,
задышала, прощалась,
загоралась, пустовала,
Встречала зимы и лета,
загорелась…
«Отсюда могло показаться, что изнашивается весь мир- таким он смотрелся усталым, такой вытершейся была даже радость его…»
Слайд 34«Дочь Ивана, мать Ивана»
События повести происходят в
городе:
«…широко стояло там, в высоте, как болотная ряска, радужно-гнилое свечение от электрического разлива города».
Слайд 35«Дочь Ивана, мать Ивана»: образ города-рынка
Иван «днём шел на рынок с
«колониальными» товарами и, пристроившись в сторонке, подолгу наблюдал с каким-то странным наваждением за улыбчивыми китайцами и мрачными кавказцами, раскидывающими паутину, в которую уж как-то слишком легко и глупо попадались местные простаки… Китайцы хитрее, кавказцы наглее, но те и другие ведут себя как хозяева, сознающие свою силу и власть. В подчинении у них не только катающая тележки местная челядь, с которой они обращаются по-хамски, но и любой, будь он даже семи пядей во лбу, оказывающийся по другую сторону прилавка. Эта зависимость висит в воздухе, слышна в голосах и видна в глазах. И те, и другие ощущают ее, кровь, разносящая импульсы, доносит, кто есть кто».
Слайд 36Архетип деревни - избы
Городу противопоставлена деревня на берегу Ангары: «Изба стояла
в сторонке. В дано заброшенной рощице».
В деревне, у Ивана Савельевича, скрывается Света от возможного преследования сообщников насильника, то есть Свету (от слова «свет») там безопаснее, чем в городе. «Эх, если бы еще отгородиться совсем от мира и унять израненное сердце».
Слайд 37«Дочь Ивана, мать Ивана»:
Гражданское общество по определению предполагает, что в
борьбе с несправедливостью используются только законные средства. При этом власть должна нести ответственность перед народом. Но в нашей стране человек не чувствует себя беззащитным. Надеяться можно только на Бога да на дочь Ивана, мать Ивана.
Ошеломляюще звучат финальные строки: «Тамара Ивановна и себе не могла признаться: не хотелось ей торопиться домой».
Слайд 38
«Нравственный крен общества искоренить будет куда труднее, чем социальный или экономический».
Слайд 39
Чтение хорошей художественной литературы даёт возможность избежать ошибок, извлечь оптимистические и
пессимистические, трагические и бессмертные уроки литературы .
«Русская литература всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище и лучше»
(С. Вендеров)
Слайд 40Задача учителя:
увлечь системой творческих работ
по формированию исследовательских умений и
навыков при работе с художественными текстами в. Распутина.