Презентация, доклад к уроку литературы По страницам русских комедий XVIII-XIX веков Театральный калейдоскоп

Содержание

РУССКИЕ ПЬЕСЫ XVIII-XIX ВВ «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище,- писал В. Г.Белинский в 1845 году.- У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и кроме

Слайд 1ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
По страницам русских комедий
XVIII-XIX веков
Выполнила Лавлинская Наталья Леонидовна,
учитель русского языка

и литературы
МОУ СОШ №73 Советского района г. Ростова-на-Дону
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОППо страницам русских комедийXVIII-XIX вековВыполнила Лавлинская Наталья Леонидовна,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №73 Советского

Слайд 2РУССКИЕ ПЬЕСЫ XVIII-XIX ВВ
«Драматическая русская литература представляет собою

странное зрелище,- писал В. Г.Белинский в 1845 году.- У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя – и кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».
РУССКИЕ ПЬЕСЫ XVIII-XIX ВВ   «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище,- писал В. Г.Белинский в

Слайд 3ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН 1745-1792
Любовь к театру зародилась у Фонвизина еще с
гимназических лет.

Он посещал спектакли
студенческого университетского театра и
пробовал сам участвовать в них. Первое
посещение театра произвело на Фонвизина
неизгладимое впечатление:
«Играли русскую комедию… Тут видел я
Шумского, который шутками своими так
меня смешил, что я, потеряв
благопристойность, хохотал изо всей силы.
Действия, произведенного во мне театром,
почти описать невозможно…»
Вскоре Д.И. Фонвизин познакомился с
выдающимся русским актером Ф.Г.Волковым и с
«славным нашим актером» И.А. Дмитриевским,
дружбу с которым сохранил до конца своих дней.

Д. И. ФОНВИЗИН

Ф. Г. ВОЛКОВ

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН 1745-1792Любовь к театру зародилась у Фонвизина еще сгимназических лет. Он посещал спектакли студенческого университетского

Слайд 4ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ
Первым опытом Д.И.Фонвизина в области драматургии был перевод

трагедии Вольтера «Альзира».
Следующая пьеса «Корион»-перевод-переделка сентиментальной драмы французского писателя Грессе «Сидней».
Первая оригинальная комедия Фонвизина –
«Бригадир»(1769г.)

ВОЛЬТЕР

ПЕРВЫЕ  ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИПервым опытом Д.И.Фонвизина в области драматургии был перевод трагедии Вольтера «Альзира». Следующая пьеса «Корион»-перевод-переделка

Слайд 5ПЕРВАЯ РУССКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ
В 1781 Д.И.Фонвизин написал (поставлена

в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По одному из свидетельств, «публика аплодировала пиесу метанием кошельков». Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». Пьеса была новым словом в русской драматургии, это — первая русская социальная комедия.

Григорий Александрович Потемкин

ПЕРВАЯ РУССКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ   В 1781 Д.И.Фонвизин написал (поставлена в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По

Слайд 6ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ В «НЕДОРОСЛЕ»
Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая

соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча «недоросля» Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от предшествующих произведений Фонвизин для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в «Недоросле» единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В «Недоросле» чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения,
ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ  В «НЕДОРОСЛЕ»  Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии,

Слайд 7ОЦЕНКА СОВРЕМЕННИКОВ
В. Г. Белинский полагал, что «русская комедия началась

только с Фонвизина», Н. В. Гоголь назвал «Недоросля» «истинно-общественной» комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, «Скотининых чета седая» является среди гостей в доме Лариных («Евгений Онегин»)


ОЦЕНКА СОВРЕМЕННИКОВ  В. Г. Белинский полагал, что «русская комедия началась только с Фонвизина», Н. В. Гоголь

Слайд 8Александр Сергеевич Грибоедов 1795-1829
Грибоедов очень любил театр и часто
его посещал:
Люблю толпящийся народ
Я

, при раздаче лож и кресел;
Кому терпенье - труден вход,
Тот получил себе – и весел,
Но вот ему возврата нет !
Стеной густеют непроломной,
Толпа растет, и рокот громный,
И голоса: билет! билет!
Грибоедов покорился волшебному
влиянию дивного мира театра.
Александр Сергеевич Грибоедов 1795-1829Грибоедов очень любил театр и частоего посещал:Люблю толпящийся народЯ , при раздаче лож и

Слайд 9Первые драматургические произведения Грибоедова А.С.
Первый опыт драматурга – перевод пьесы французского

драматурга Крезе де Лессера «Семейная тайна». Так получилась комедия «Молодые супруги», которая была поставлена в Петербургском театре в 1815 году. Пьеса имела успех. В ней играли лучшие актеры- сестры Семеновы, Сосницкий, Брянский.

Для комедии А.А.Шаховского (директора театра) «Своя семья, или Замужняя невеста» Грибоедов написал сцены в стихах.

Вместе со своим приятелем А.А.Жандром пишет комедию «Притворная неверность»; вместе с П.А.Вяземским – водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»; вместе с П.А. Катениным – комедию «Студент», в которой обратился к изображению нравов и петербургской жизни. Образ знатного барина Звездова явился первым наброском к образу Фамусова.

Шаховской А.А.

Вяземский П.А. Катенин П.А.

Первые драматургические  произведения Грибоедова А.С.Первый опыт драматурга – перевод пьесы французского драматурга Крезе де Лессера «Семейная

Слайд 10«ГОРЕ ОТ УМА»
Весь 1823 год Грибоедов трудится над комедией «Горе

от ума». В сентябре в Москве поэт читает комедию друзьям. Чтобы напечатать «Горе от ума» и поставить ее на сцене, Александр Сергеевич едет в Петербург. Но напечатать комедию так и не удалось - она стала рукописной.

Первое полное издание комедии было осуществлено лишь в 1862году.

Первая профессиональная постановка была сделана в 1831 году.
«ГОРЕ ОТ  УМА»Весь 1823 год Грибоедов трудится над комедией «Горе от ума». В сентябре в Москве

Слайд 11Николай Васильевич Гоголь 1809-1852
С 1821 по 1828 годы Н.В.Гоголь обучался

в
Нежинской гимназии высших наук.
Воспитанники гимназии внимательно следили
за современной литературой. Интерес к
литературе переходил в интерес к театру. При
постановке на школьной сцене пьес русского
и западноевропейского репертуара Гоголь
выступал и как режиссер, и как декоратор, и
как актер. Юному дарованию предсказывали
артистическую карьеру. Но Гоголя постигла
неудача и как литератора, и как актера, и на
«службе государству».
Николай Васильевич Гоголь 1809-1852  С 1821 по 1828 годы Н.В.Гоголь обучался в Нежинской гимназии высших наук.

Слайд 12Театральные интересы Н.В.Гоголя
Театральные интересы занимали большое место в жизни Н.В.Гоголя. Уже

в 1832 году он задумал создать комедию: «Я не писал тебе: я помешался на комедии,» - пишет Гоголь в письме М.П.Погодину. Эта комедия должна была называться «Владимир 3-й степени», но не состоялась.
В 1833 году Гоголь начинает писать комедию на семейно-бытовую тему – «Женитьба». Окончательный вариант пьесы появляется в 1842 году. Это уже социальная комедия из купеческо-чиновничьей жизни.
В 1837 году в «Современнике» появляется статья Гоголя «Петербургские записки 1836 года», посвященные драматургии и театру. Гоголь утверждал для русской сцены новый художественный метод – реализм.
В 1842 году была закончена пьеса «Театральный разъезд после представления новой комедии»

Погодин М.П.

Гоголь Н.В.

Театральные интересы Н.В.ГоголяТеатральные интересы занимали большое место в жизни Н.В.Гоголя. Уже в 1832 году он задумал создать

Слайд 13«РЕВИЗОР»
Сюжет комедии «Ревизор» был подарен Гоголю
А.С.Пушкиным.
В начале декабря 1835 года

пьеса была закончена.
19 апреля 1836 года комедия была поставлена на
сцене Александринского театра в Петербурге.
Пьеса была встречена неоднозначно.
Николай I по окончании спектакля сказал: «Ну, и
пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех».
Реакционная критика назвала новую комедию
«невозможностью, клеветою, фарсом».
Декабристская критика отметила удивительную
правдивость Гоголя, силу комизма, назвав
«Ревизор» шедевром.

Пушкин А.С.

Николай I

«РЕВИЗОР»Сюжет комедии «Ревизор» был подарен Гоголю А.С.Пушкиным.В начале декабря 1835 года пьеса была закончена. 19 апреля 1836

Слайд 14АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1823-1886
Литературе вы принесли в дар целую
библиотеку художественных


произведений, для сцены создали свой
особый мир. Вы один достроили
здание, в основание которого положили
краеугольные камни Фонвизин,
Грибоедов, Гоголь. Но только после вас
мы, русские, можем с гордостью
сказать: «У нас есть свой русский
драматический театр. Он по
справедливости должен называться
«Театр Островского».
Из письма И.А.Гончарова
А.Н.Островскому
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ  1823-1886Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой

Слайд 15«БАНКРОТ» или «СВОИ ЛЮДИ- СОЧТЁМСЯ!» 1849

« Я считаю на Руси

три трагедии:
«Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор».
На «Банкроте» я ставлю номер
четвертый.»

В.Ф. Одоевский (1803 или 1804?-1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения, председатель «Общества любомудрия».
«БАНКРОТ» или «СВОИ ЛЮДИ- СОЧТЁМСЯ!» 1849   « Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе

Слайд 16Первые отклики на комедию «Банкрот»
4 декабря 1847года Островский,
чередуясь с артистом

Провом
Садовским, читал пьесу
«Свои люди – сочтемся!» в доме
М.П.Погодина, издателя
журнала «Москвитянин».
Слушатели приняли ее с
восторгом.
Присутствовавший на
чтении Н.В.Гоголь тут же написал
одобрительный отзыв и передал
его автору.

Погодин М.П.

Гоголь Н.В.

Садовский П.М.

Первые отклики на комедию «Банкрот»4 декабря 1847года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал пьесу «Свои люди

Слайд 17Сценическая история комедии «Банкрот»
Впервые пьеса была напечатана в 1850 в журнале

«Москвитянин», но постановка и повторное издание были запрещены цензурным комитетом. На это решение царь наложил резолюцию: «Совершенно справедливо, напрасно напечатано, играть же запретить».
Комедия была поставлена только после смерти Николая I в 1861 году, через двадцать лет после ее написания, - сначала в Петербурге, потом в Москве.
В московском спектакле играли выдающиеся актеры М.С. Щепкин, П. М. Садовский.
Шумная овация была устроена артистам и автору после спектакля. Молодежь вынесла Островского на руках на улицу, без шубы, в 20-градусный мороз, намереваясь нести его до дома. Но кто-то бросил драматургу шубу, и его усадили в сани. Несколько сотен человек сопровождали писателя до самого дома.
Только через 20 лет, в 1881 году пьеса была поставлена в неискаженном виде под руководством самого А.Н.Островского.

Щепкин М.С.

Сценическая история комедии «Банкрот»Впервые пьеса была напечатана в 1850 в журнале «Москвитянин», но постановка и повторное издание

Слайд 18Продолжатели традиций русского театра
Чехов А.П.

Горький А.М. Булгаков М. А.
Продолжатели традиций русского театра  Чехов А.П.     Горький А.М.   Булгаков М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть