Презентация, доклад к уроку литературы по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени (Комбинированный урок по теме: Герой нашего времени - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания )

РОМАН – ЖАНР ЭПОСА, В КОТОРОМ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И КОТОРЫЙ СТРЕМИТСЯ С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ ИЗОБРАЗИТЬ ВСЕ МНОГООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, ВСЮ СЛОЖНОСТЬ МИРА И ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СУДЬБУ, ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ, ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ.Психологизм

Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

Кропанева

Л.А
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» пст. Якша.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ  ПО РОМАНУ  М.Ю. ЛЕРМОНТОВА  «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».Кропанева Л.А учитель

Слайд 2РОМАН – ЖАНР ЭПОСА, В КОТОРОМ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ

И КОТОРЫЙ СТРЕМИТСЯ С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ ИЗОБРАЗИТЬ ВСЕ МНОГООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, ВСЮ СЛОЖНОСТЬ МИРА И ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СУДЬБУ, ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ, ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ.

Психологизм – подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений и т.п. психологически раскрываются обыкновенно характеры сложные и глубокие, часто – ищущие «правду», чутко воспринимающие окружающий мир (Печорин).

РОМАН – ЖАНР ЭПОСА, В КОТОРОМ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И КОТОРЫЙ СТРЕМИТСЯ С НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ

Слайд 3И НЕНАВИДИМ МЫ, И ЛЮБИМ МЫ СЛУЧАЙНО, НИЧЕМ НЕ ЖЕРТВУЯ НИ ЗЛОБЕ,

НИ ЛЮБВИ, И ЦАРСТВУЕТ В ДУШЕ КАКОЙ-ТО ХОЛОД ТАЙНЫЙ, КОГДА ОГОНЬ КИПИТ В КРОВИ. / М.Ю. ЛЕРМОНТОВ/

«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но все это выкупается его богатой натурой».
/ В.Г. Белинский. По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»/

И НЕНАВИДИМ МЫ, И ЛЮБИМ МЫ СЛУЧАЙНО, НИЧЕМ НЕ ЖЕРТВУЯ НИ ЗЛОБЕ, НИ ЛЮБВИ,  И ЦАРСТВУЕТ

Слайд 4«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН – ПО ГЛУБОКОМУ ПСИХОЛОГИЗМУ В

РАСКРЫТИИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ И ПО ШИРОТЕ И МНОГООБРАЗИЮ ОТРАЖЕННОЙ В НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Лермонтов исследует личность, сформированную данным веком.
Каждый герой оказывается представителем своего времени, определенным социально-психологическим типом.
Но «герой времени» именно Печорин. Такие качества, как хандра, «охлажденный» взгляд на жизнь, постоянный самоанализ, эгоцентризм, отсутствие душевного равновесия, сближают его с лучшими представителями поколения дворянской молодежи 30-х гг.

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН – ПО ГЛУБОКОМУ ПСИХОЛОГИЗМУ В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ И ПО

Слайд 6ОСОБЕННОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ РОМАНА: СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ (ФАБУЛА)

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ГЛАВ В РОМАНЕ.

Фабула. «Тамань» (Печорин едет к новому месту службы – на Кавказ) – «Княжна Мери» (Печорин приезжает в Пятигорск) – «Фаталист» - «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорин сослан в крепость к Максиму Максимычу, на линию боевых действий. Из крепости отряд производит боевые вылазки) – «Максим Максимыч» (Печорин вышел в отставку, едет в путешествие) – «Предисловие к «Журналу Печорина».

ОСОБЕННОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ РОМАНА:  СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ (ФАБУЛА) НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ГЛАВ В

Слайд 7ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВ В РОМАНЕ:
«Бэла» (один случай из жизни Печорина, рассказанный доброжелательным,

но глубоко чуждым ему по духу человеком),
«Максим Максимыч» (рассказчик, странствующий офицер одного поколения и круга с Печориным, дает его психологический портрет. В этой главе обнаруживаются общие закономерности поведения и характера этого «странного человека». Читатель понимает, что героя постигла духовная катастрофа),
«Журнал Печорина» (дневник героя, в котором он анализирует свои чувства и поступки, является ответом на вопрос: почему так трагично сложилась жизнь незаурядного человека?)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ГЛАВ В РОМАНЕ:«Бэла» (один случай из жизни Печорина, рассказанный доброжелательным, но глубоко чуждым ему по духу

Слайд 8! ВЫВОД: ПОДЧЕРКНУТО РАЗОРВАННАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СМЕНА РАССКАЗЧИКА (АВТОР –

МАКСИМ МАКСИМЫЧ – САМ ПЕЧОРИН) НЕ ТОЛЬКО ПОСТЕПЕННО ОТКРЫВАЮТ ГЕРОЯ ЧИТАТЕЛЮ, НО И ВСЕ БОЛЬШЕ ОПРАВДЫВАЮТ ПЕЧОРИНА. ОТ РАССМОТРЕНИЯ СЛЕДСТВИЙ К ВЫЯВЛЕНИЮ ПРИЧИН ИДЕТ РАСКРЫТИЕ ИСТИННОГО ОТНОШЕНИЯ АВТОРА К ГЕРОЮ, ОТ РАССМОТРЕНИЯ ВНЕШНИХ ПРИМЕТ – К ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ.

Действие романа происходит в необычных для петербургского дворянина условиях, что ярче выделяет характерное в его личности и поведении. Присутствует в романе и привычная для него среда – высший свет, превратившийся на Кавказе в «водяное общество».

! ВЫВОД: ПОДЧЕРКНУТО РАЗОРВАННАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СМЕНА РАССКАЗЧИКА (АВТОР – МАКСИМ МАКСИМЫЧ – САМ ПЕЧОРИН) НЕ

Слайд 9ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА ПЕЧОРИН:
«Натура неординарная». Его портрет дает нам представление о

нем как о человеке, наделенном душевной силой, интеллектом, сложным внутренним мир.
Натура противоречивая: у него проницательный ум, он умеет разбираться в людях, остроумен, смел, обладает силой воли, настойчивостью, тонким поэтическим восприятием природы.
С этим богатым душевным потенциалом контрастирует мелочность его жизненных целей: растрачивает силы по пустякам.
Поразительны его эгоизм и индивидуализм (он исходит в своих поступках только из своих желаний, занимается только собой).
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА ПЕЧОРИН:«Натура неординарная». Его портрет дает нам представление о нем как о человеке, наделенном душевной

Слайд 10СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л. и др. Большой справочник

для школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа. 2002 г.
2. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н. и др. Комплексный словарь русского языка. М. Дрофа. 2009 г.
3. Интернет-ресурсы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть