Слайд 1Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание
– жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
(Словарь русского языка С.И.Ожегова)
Слайд 2Урок - размышление по рассказу А.П.Платонова «Юшка»
Учитель Левачева Н.М.
Тема урока:
«Уметь любить
человека»
Слайд 3 Эпиграф:
- Что ты ищешь, Диоген, днём с фонарём?- спрашивали его
афиняне.
- Я ищу человека,- отвечал он.
- Кого именно? Меня? Его?
- Ищу человека,- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан, и продолжал свой путь по городской площади.
Слайд 5Поговорим о прочитанном.
Юшка
«Он был мал ростом
и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
«…летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму 5всю жизнь одну и ту же пару».
Слайд 6Образ жизни Юшки:
работал помощником кузнеца;
работал с утра до ночи;
чаю не пил;
сахару
не ел;
ходил в одной и той же одежде
много лет…
Слайд 7
Блаженный – 1. В высшей степени счастливый.
2.Не совсем нормальный.
3. То же, что святой.
Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
Слайд 8Осмыслим прочитанное
1-я группа: Юшка и дети.
Расскажите о взаимоотношениях Юшки и
детей. Почему Юшка верит, что дети его любят?
2-я группа: Юшка и взрослые. Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? А что вы думаете по этому поводу?
Слайд 93 группа:
отношение юшки к людям
(разговор с дочерью кузнеца)
С какой
целью дан этот разговор?
Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит, только сердце в людях слепое бывает…»?
Что значит
«СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ»?
Согласны ли Вы с мнением Юшки?
Слайд 10«…в них всегда стояла влага, как неостывшие слезы…»
Слайд 11«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо творите ненавидящим вас и
молитесь за обижающих вас»
Из «Нагорной проповеди»
(Евангелие от Матфея)
Слайд 124 группа:
“Встреча Юшки с Весёлым прохожим”
1.Почему осерчал Юшка?
2.Что приводит к убийству?
3.Как заканчивается эпизод?
Слайд 13Серчать (просторечное) – то же, что сердиться.
Блажной (просторечное) –
взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный.
Юродивый - безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Слайд 14«Что в имени тебе моём…»
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря
которой грозит организму смертью.
“Человечество – одно дыхание, одно
живое теплое существо.
Больно одному – больно всем.
Умирает один, мертвеют все. Нет
человека, который был бы как
остров, сам по себе … ”
А. Платонов.
Слайд 17«Что в имени тебе моём…»
Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий – (восходит
к древнегреческому имени Деметра – богиня плодородия) благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
“Так всякое добро
приносит плоды добрые”
(Евангелие от Матфея)
Слайд 20Тема урока: «Уметь любить человека»
«Если ты человек, ты должен…
«Чтобы уметь любить,
ты должен быть…
«Если ты умеешь любить, ты…
Слайд 21Без доброты и сострадания нет человека…
Слайд 22Афоризм – краткое выразительное изречение
- Побеждай зло….
-Нужно любить человека вовремя, чтобы…
-Добро не
уходит…
-Счастлив человек не только получающий, но….
- Жизнь каждого человека….
-Ты « тоже всему свету ….»
-Сердце человека не должно быть….
-Без доброты и сострадания нет…
-Все имеют право на …
-Нам жизнь дана, чтобы ….
-Силу подлости и злобы одолеет дух ...
Слайд 24
Домашнее задание.
Письменная работа:
1. «Пирамидальное письмо»
2. Написать синквейн «Юшка»
Слайд 25 Синквейн состоит из 5 строк
Его форма напоминает ёлочку.
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
Слайд 27СИНКВЕЙН
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Слайд 28«Пирамидальное письмо»
1.О чём этот рассказ? (1 слово).
2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных).
3.Место
и время действия ( 3-4 слова).
4. Главные события в рассказе ( 5-6слов).
5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).
6.Что вы чувствовали, когда читали начало,
середину и конец рассказа? (8-9 слов).
7.О чём этот рассказ?(1 предложение).
8. Ваше мнение (10-12слов).
Слайд 29 Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях.
Б.Паскаль
Прошу прощения у тех,
кого нечаянно обидел.
А.Дементьев.
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
А он, мятежный, просит бури,
как будто в бурях есть покой.
М.Лермонтов
Слайд 30Формула жизни по Платонову
Любовь к Родине
Любовь к ближнему
ЖИЗНЬ
Любовь ко всему живому Умение сострадать,
иметь доброе сердце