Презентация, доклад к уроку литературы по рассказу Ю.Казакова Оленьи рога

В тексте мы многократно встречаем описание пейзажа. Описание пейзажа при ежедневных утренних прогулках девочки Она осторожно сходит на подтаявшую вчера днем и замерзшую за ночь дорожку, расставив руки, делает несколько шагов… Не оглядываясь, она

Слайд 1Пейзаж в рассказе Ю.П.Казакова
«Оленьи рога»

Пейзаж в рассказе Ю.П.Казакова«Оленьи рога»

Слайд 2В тексте мы многократно встречаем описание пейзажа. Описание пейзажа при ежедневных утренних

прогулках девочки Она осторожно сходит на подтаявшую вчера днем и замерзшую за ночь дорожку, расставив руки, делает несколько шагов… Не оглядываясь, она все дальше уходит от дома, поднимается на холм, видит внизу замерзшее море с темной полосой свободной ото льда воды у горизонта, видит, как постепенно все светлеет кругом и как наконец встает солнце, еще неярко-белое,еще бессильное. Каждое утро, хрустя каблуками, ставя ноги во вчерашние свои следы, идет она к холмам, – вытягиваясь, закидывая тонкое лицо, ломает вербу и ставит ее дома в вазу. И все дольше бродит совершенно одна в сосновых борах, выходит к морю, замирая от страха, идет по льду и наконец останавливается, еле переводя дух, боясь пошевелиться, чувствуя, как покачивается, волнуется лед.
В тексте мы многократно встречаем описание пейзажа.  Описание пейзажа при ежедневных утренних прогулках девочки  Она

Слайд 3 Лесной пейзаж Стоят в лесу дома, один красивее другого, светит солнце, лежат

у заборов, у деревьев сине-зеленые тени, прыгают по соснам белки, зеленеет, желтеет на бетонных столбах оград плотный мох. А ночью тягуче вызванивают часы-куранты на кирхе, редко в два тона гудит электричка, потрескивает дом, шуршит в водосточной трубе лед, и шумит вдали море. Остро, колко пахнет зернистым снегом, сосновой корой и горькими липкими почками. С каждым днем все продолжительнее, все стекляннее вечерняя заря, все глубже и холоднее по тону небо над ней, все синее и пронзительней на востоке звезды. А когда закат погаснет, подернется слабой желтизной, переходящей в зелень, в лиловость, – черными тогда кажутся на его фоне деревья, дома с прозрачными верандами, кирха и крест на ней.
Лесной пейзаж      Стоят в лесу дома, один красивее другого, светит солнце,

Слайд 4
Описание поляны и дома с оленьими рогами С некоторых пор ее внимание

привлекает один пустой дом. Стоит он на большом участке, под деревьями, и еле виден из-за ограды. Двери его забиты, окна закрыты деревянными жалюзи, крыша под темной черепицей высока и остра, крыльцо занесено снегом – оттаяли только верхние ступени. Под окном в мезонине прибиты к стене лаково-коричневые рога оленя, а окно почему-то не загорожено и вместе с верандой бледно отсвечивает на закате. Снег вокруг дома нетронут, чист, участок особенно велик, особенно глух, ограда особенно высока и прочна. Только в одном месте выломаны планки, и в дыру лазят собаки. Оставляя глубокие отчетливые следы, все они бегут к старой кряжистой сосне, а от нее – веером куда-то в глубь участка. Оленьи Рога – так называет девочка дом и участок вокруг него. А поляна полна блеска, света, солнце напекает так, что тает смола на солнечных сторонах сосен, стволы верб потеют, стоят в темных талых лунках, и пушисты уже, туманно-сизы и гибки их набухшие ветки.
Описание поляны и дома с оленьими рогами  С некоторых пор ее внимание привлекает один

Слайд 5 Пейзаж при появлении лыжника Среди сосен показывается лыжник, стремительно слетает с холма,

поднимая снежную искрящуюся пыль, взбирается на другой и скатывается уже с него, чтобы взобраться на третий и так бежать вдоль моря, вздымаясь и пропадая. Ночной пейзаж во сне девочки Боясь оглянуться, бежит она парком, запыхавшись, выбегает на улицу и идет мимо спящих домов, мимо магазинов с запертыми ставнями, под фонарями, постукивает каблуками по рубчатым каменным плитам тротуара и наконец сворачивает к морю, к лесу, к Оленьим Рогам. Остаются позади фонари, сразу глохнет и голубеет все вокруг, подступают к тропинке черные сосны и ели, становится виден свет луны. У оград лежат резкие глубокие тени, снег сияет и как будто дымится. Подойдя к Оленьим Рогам, она поднимается на цыпочки, смотрит в глухую тьму частых деревьев: сквозь жалюзи дома пробивается свет. Будто во сне, идет она вдоль ограды, доходит до выломанных планок, нагибается, пролезает в дыру. Сначала она широко и редко шагает по залубенелой тропе, протоптанной собаками, потом сворачивает напрямик к дому. Снег плотен, зернист, глухо хрустит под ногой. Хруст его похож на звук разрезаемого арбуза.  
Пейзаж при появлении лыжника Среди сосен показывается лыжник,  стремительно слетает с холма, поднимая

Слайд 6В начале рассказа мы узнаем о том, что в доме отдыха

на берегу моря живет девочка, перенесшая серьезное заболевание: «Первые три дня не выходила из дома, сидела на гулкой холодной веранде, грустно смотрела на прыгающих по соснам белок…».
В начале рассказа мы узнаем о том, что в доме отдыха на берегу моря живет девочка, перенесшая

Слайд 7Далее мы наблюдаем, как происходит постепенное выздоровление девочки. Мы чувствуем, как

уходит её грусть, как оживляется её взгляд, желание выйти из комнаты. За окном «еще полутьма медленного весеннего рассвета, а она уже одевается, выходит на крыльцо и начинает розоветь от холода, от запаха мартовского снега, от вида поросших соснами холмов, от утренней чистоты и тишины…». Природа «оживляет» девочку. Героиня  сходит на дорожку еще слабенькая, расставив руки, делает осторожные шаги  и чувствует, как хрустят под ногами замерзшие за ночь льдинки. Автор употребляет такие слова, как « хруст и звон», которые  напоминают ей что-то сладкое и тайное, словно росточек в ее душе ожил.      Девочка идет все дальше и дальше от дома – от болезни, которая отступила, к выздоровлению.
Далее мы наблюдаем, как происходит постепенное выздоровление девочки.   Мы чувствуем, как уходит её грусть, как

Слайд 8Роль пейзажа в рассказе: 1. Описание пейзажа в рассказе тесно переплетается с

состоянием девочки, ее переживаниями, чувствами. 2. Природа в рассказе помогает девочке выздороветь, т.е. можно сказать, что природа является действующим лицом рассказа.

3. Описание природы помогает автору раскрыть внутренний мир мира девочки, в котором реальность соединена со сказкой.
4. Действие рассказа происходит ранней весной. Автор использует аналогию: как спящая природа, так и девочка весной пробуждается к жизни.

Роль пейзажа в рассказе:  1. Описание пейзажа в рассказе тесно переплетается с состоянием девочки, ее переживаниями,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть