Слайд 1И.А. Бунин «Лапти»
Б-Ломовисский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»
Учитель: Елисеева Л.И.
Слайд 2«Я очень русский человек» (И.А. Бунин)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в
приветливый ваш класс,
И для меня всегда награда
Улыбка ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе проведем урок.
Слайд 3
Мы видим название рассказа И.А. Бунина.
Можем ли мы назвать сейчас тему
урока?
Слайд 4а какова цель урока?
Попробуем определить цель нашего занятия, узнав , какие
задачи стоят перед нами
Слайд 5Задачи урока:
развивать умение анализировать прочитанное,
развивать творческие способности и читательскую наблюдательность,
умение оценивать художественное произведение,
понимать авторский замысел,
воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Слайд 7Мы чуть-чуть познакомились с автором рассказа «Лапти».
А знаете ли вы
этих людей:
Актером театра и кино Константином Хабенским был создан благотворительный фонд, который занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Актрисой Чулпан Хаматовой создан благотворительный фонд помощи детям с тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь".
-зачем они это делают?
-как называют таких людей и их дела?
Слайд 8Словарная работа
Благотворительность ( благо творить)
Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).
-Как
вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Слайд 10Наши предположения…
Предположите, о чём будет это произведение.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.
Что
на ней изображено?
Можете предположить, о ком пойдёт речь?
Слайд 11Стратегия ключевых слов
Как вы понимаете выражение: «Смерть ради жизни»?
А можно ли погибнуть в мирное время?
Посмотрите еще раз на название рассказа, который мы будем изучать.
Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа?
Какие чувства возникают у вас при чтении этих вопросов?
Предположите, как могут разворачиваться события?
Слайд 12Делаем прогнозы
А чтобы проверить и уточнить свои предположения, мы должны провести
«диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором. Попытаемся сопоставить свое и авторское видение?
Слайд 13знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.
Послушаем рассказ
в исполнении мастеров слова
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
Слайд 14Вопросы по содержанию текста
Почему автор обращает внимание на погодные условия?
-В какое
время года происходит действие рассказа?
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)
-Что просит больной ребёнок?
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
-Почему мать одна переживает за сына?
-Чем можно помочь сыну?
Слайд 15Послушаем музыку композитора Свиридова «Метель»
Ребята, что вы слышали?
Что общего между началом
урока и главным героем?
А кто здесь главный герой?
Слайд 16Выявление причины затруднения.
Проблемный вопрос: В какие минуты жизни люди могут проявлять
милосердие?
Кто способен проявить милосердие?
Ответить на этот вопрос поможет работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы.
Синяя - помощь. Это я (учитель);
Белая шляпа- информационная;
Желтая – радостная;
Черная – грустная;
Красная – эмоциональная;
Зеленая- итоговая;
Все вместе мы сможем выполнить задание.
Слайд 17Выход из затруднения.
Красная шляпа
Какие чувства испытывает мать больного ребенка?(найдите в тексте)
«Плакала
горькими слезами от страха и от беспомощности».
«Ночь была еще страшнее».
«Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность)
Какие чувства испытывает Нефед к ребенку?
Жалость, сострадание, уверенность в помощи.
«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»
Слайд 18Белая шляпа
Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто
не просил об этом?
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
Слайд 19Черная шляпа
Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга?
Непроглядная вьюга
Утопая по сугробам
«Белое, бешено несущееся
степное море»
Почему трудно было решиться идти за лаптями?
Слайд 20Желтая шляпа
Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика?
Появляется надежда
Кому спас
жизнь Нефед?
Мальчику и новосельским мужикам.
Слайд 21Зеленая шляпа
Какие обстоятельства и качества характера помогли Нефеду решиться на этот
поступок?
Отчужденность, беспомощность, безысходность матери;
Сострадание, упорство, сопереживание, сочувствие, милосердие.
Слайд 22Синяя шляпа
В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
Кто способен проявить
милосердие?
Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили?
Слайд 23Вот так прием «Шесть шляп» помог нам выйти из затруднения
Слайд 24Творческая работа
Давайте представим, что водопад - это милосердие.
– Как вы думаете, почему
я выбрала водопад?
Посмотрите с какой силой он обрушивается вниз и растекается по планете, так же как и сильное чувство милосердия. Какие бы вы дали названия рекам, которые вытекают из него.
Запишите названия этих рек в тетрадях.
Слайд 25Снова возвращаемся к заглавию рассказа, теме и цели урока
Какие чувства у
вас вызвали иллюстрации?
В чем мы видим смысл заглавия, как оно связано с главной мыслью автора
Почему автор так назвал рассказ?
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
Какова же тема урока? Об этом мы еще порассуждаем.
Слайд 26Вывод:
Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный
герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.
Слайд 27На что надо обратить внимание
Автор не доводит дело до конца: поправился
ли ребёнок; значит, болезнь ребёнка ни при чём.
Слово «лапти» (перен.) – недалёкий человек, простофиля; (прямое) - обувь
Кто этот барский ребёнок?
(детально описываются переживания ребенка, возможно, это сам Бунин)
«Луга протасовские» - со стороны матери Бунина – Протасовы (указание на автобиографичность рассказа)
Дата написания – 22 июня 1924 год. Третий год Бунин живёт уже не в России.
Бунин размышляет о русском мужике, которого некоторые называли «лаптями»,
Остаться без греха – спасти душу. Жертва Нефёда была не бессмысленна,
Дан урок мальчику, который в 1924 году посылает поклон русскому мужику.
Слайд 28И.А. Бунин посвящает свой рассказ мужику, говорящему «душа желает»?
Слайд 29И.А. Бунин похож на этого странника. На него похож и герой
нашего рассказа Нефед, который не вернулся уже живым в родной дом. Вот и писатель И. Бунин был похоронен за границей, мечтая вернуться на Родину.
Слайд 30Итоги урока
И.А. Бунина волнует тайна русской души.
У Нефеда душа добрая, он
переживает за ребенка. Пытаясь помочь ребенку и его матери, спасает мужиков.
Этот рассказ о доброте и самоотверженности, о жизни и смерти
Главная мысль рассказа: за смертью неостановимо идет жизнь.
Вот мы и подошли к тому, с чего начинали. Тема урока: «Смерть ради жизни»
Слайд 31Домашнее задание
Нефед
Добрый, милосердный
Живет, трудится, помогает
Спасает других, жертвуя жизнью
Спаситель
Человек
Обычный, решительный
Работает, сопереживает, отправляется
Погибает
ради спасения других
Герой
Слайд 32Рефлексия
Слова самого И.Бунина:
«Одно
есть только в мире счастье
-Весь божий свет душой любить.»
Как теперь вы понимаете эти слова ?
Что больше всего понравилось на уроке?
Что узнали нового?
Какое чувства испытываете в конце урока (удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?
Попробуйте назвать предмет, который передает ваше состояние.
Ребята, спасибо вам за работу. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.
Слайд 34Успехов в выполнении домашнего задания!