Слайд 1В.Г.Распутин «Живи и помни»(1974)
Слайд 4Проблема выбора в повести
В центре внимания писателя – нравственные и философские
проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной.
«Живи и помни» - книга о войне, драма одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны – дезертирство, о чём сильно-то не говорили, чаще всего прославляли героизм и бесстрашие. В повести война – причина не только физической гибели людей, но и духовной. Показан ещё один сильный женский образ – Настёна. Осудить её? Но она выполняет свой долг – остаётся верной мужу.
Слайд 5Дезертирство: что приводит к нему
Об истории дезертиров вообще писать было не
принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.
Слайд 7Герои повести, их судьбы
Главный герой, Андрей Гуськов, до войны был
славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. "Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, — говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей — воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось.
Слайд 11Андрей: бегство, отчуждённость, одиночество
Дезертирство Андрея Гуськова привело его к отчуждению, к
одичанию, превращению в загнанного зверя. Это подтверждается следующими эпизодами:
Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”,
Немая встреча с отцом,
“Оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии,
Переживаний Настены он тоже словно не слышит и др.
Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным. Описывая Гуськова, Распутин обращает на это внимание: вместо кожи – шкура; живет, как крот, в потемках; герой называет себя “зверюгой лесной”; у него “звериный аппетит”.
Слайд 12Внутреннее расчеловечивание героя
Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его
качеств человека. Мы видим, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения.
Примечательно то, что Распутин постепенно забирает у героя имя и фамилию, забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.
Слайд 14Настёна: судьба и выбор
Не той, что из сказок, не той, что
с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов
Слайд 15Настёна
Ей приходится обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа. Она понимает
и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его. В зимнюю стужу пробирается в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Ведь муж на войне! Ей невозможно поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее, открыться нельзя, иначе предаст мужа. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Свекровь выгнала ее из дома.
Слайд 18Жить, чтобы помнить…
Заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем
читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»
Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.
Слайд 19Живи и помни…
Смертью жены и неродившегося ребёнка карает автор героя: «Живи
и помни. Живи и помни!» Нельзя прожить врозь от народной судьбы. Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот и Андрей вынужден жить загнанным, озверевшим.