Слайд 1УРОК-композиция
СТРОКИ ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ -ФРОНТОВИКОВ
Слайд 2РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ;
ПОЗНАКОМИТЬ С ТВОРЧЕСТВОМ МОЛОДЫХ
ПОЭТОВ-ФРОНТОВИКОВ;
ВЫЯСНИТЬ, В ЧЁМ ПРИЧИНА ПОСТОЯННОГО ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОЭТОВ К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Слайд 3ПРОШЛА ВОЙНА, ПРОШЛА СТРАДА,
НО БОЛЬ ВЗЫВАЕТ К ЛЮДЯМ:
ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, НИКОГДА
ОБ ЭТОМ
НЕ ЗАБУДЕМ!
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
ЭПИГРАФ
Слайд 6КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915-1979)
ИЗВЕСТНОСТЬ
ПРИОБРЁЛ ЕЩЁ ДО
ВОЙНЫ КАК ПОЭТ И
ДРАМАТУРГ.
В
1939
ГОДУ УЕХАЛ НА
ХАЛХИН-ГОЛ В
МОНГОЛИЮ В
КАЧЕСТВЕ ВОЕННОГО
КОРРЕСПОНДЕНТА.
24 ИЮНЯ 1941 ГОДА БЫЛ
ПРИЗВАН В АРМИЮ И ПОШЁЛ
НА ВОЙНУ ВОЕННЫМ
КОРРЕСПОНДЕНТОМ.
НАПИСАННОЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖДИ МЕНЯ»
СТАЛО ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ,
ЕГО ПЕРЕПИСЫВАЛИ СОЛДАТЫ И
ПОСЫЛАЛИ В ПИСЬМАХ СВОИМ ЛЮБИМЫМ.
Слайд 7АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУРКОВ(1899-1983)
НА ФИНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ БЫЛ ВОЕННЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ.
ЕГО
СТИХОТВОРЕНИЕ «БЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ» (1941 ГОД) СТАЛО ЗАДУШЕВНОЙ ПЕСНЕЙ ДЛЯ ВСЕХ ФРОНТОВИКОВ.
Слайд 9ОЛЬГА ФЁДОРОВНА БЕРГГОЛЬЦ (1910-1975)
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ПЕРЕЖИЛА ВСЕ 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ
ЛЕНИНГРАДА, ВЕЛА НА РАДИО ЗНАМЕНИТЫЕ ПЕРЕДАЧИ, СВОИМ СЛОВОМ ПРИЗЫВАЯ ЗЕМЛЯКОВ К МУЖЕСТВУ.
СТИХИ О.БЕРГГОЛЬЦ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ЕЁ ЧИТАТЕЛЕЙ И СЛУШАТЕЛЕЙ СТАНОВИЛИСЬ «БЕСЕДОЙ ВДВОЁМ», ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ДОВЕРИЕ И НАДЕЖДУ: ВЕДЬ ПОЭТЕССА «ИЗ НЕДР ДУШИ СТИХ СВОЙ ВЫДИРАЛА, НЕ ПОЩАДИВ ЖИВУЮ ТКАНЬ ЕЁ».
ИМЕННО ОЛЬГЕ БЕРГГОЛЬЦ ПРИНАДЛЕЖИТ ЁМКАЯ ФОРМУЛА ПАМЯТИ О ВОЙНЕ: «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
Слайд 10СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ОРЛОВ (1921- 1977)
СЕРГЕЙ ОРЛОВ ПРИНАДЛЕЖИТ К ТОМУ ГЕРОИЧЕСКОМУ ПЛЕМЕНИ
ПОЭТОВ, КОТОРОМУ ВЫПАЛА СУДЬБА ПРИНЯТЬ САМОЕ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ ВСЕНАРОДНОГО ПОДВИГА, ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ЖЕСТОЧАЙШИХ БИТВ, ГОРЕТЬ И НЕ СГОРЕТЬ В ЭТОМ ОГНЕ, СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ, СКАЗАТЬ О СЕБЕ:
КТО ГОВОРИТ О ПЕСНЯХ НЕДОПЕТЫХ?
МЫ ЖИЗНЬ СВОЮ КАК ПЕСНЮ ПРОНЕСЛИ…
Слайд 11МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ КУЛЬЧИЦКИЙ(1919-1943)
С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ВОЙНЫ – В АРМИИ.
В 1942
ГОДУ ОКОНЧИЛ ПУЛЕМЁТНО-МИНОМЁТНОЕ УЧИЛИЩЕ.
В ЯНВАРЕ 1943 ГОДА ПОГИБ ПОД СТАЛИНГРАДОМ.
Слайд 12НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ МАЙОРОВ
(1919 -1942)
ЛЕТОМ 1941 ГОДА УЧАСТВОВАЛ В СООРУЖЕНИИ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
ПОД ЕЛЬНЕЙ.
В ОКТЯБРЕ УШЁЛ ДОБРОВОЛЬЦЕМ НА ФРОНТ.
ПОГИБ В БОЮ НА СМОЛЕНЩИНЕ 8 ФЕВРАЛЯ 1942 ГОДА.
ЭТО О СВОЁМ ГЕРОИЧЕСКОМ ПОКОЛЕНИИ НИКОЛАЙ МАЙОРОВ НАПИСАЛ:
МЫ БЫЛИ ВЫСОКИ, РУСОВОЛОСЫ.
ВЫ В КНИГАХ ПРОЧИТАЕТЕ КАК МИФ,
О ЛЮДЯХ, ЧТО УШЛИ НЕ ДОЛЮБИВ,
НЕ ДОКУРИВ ПОСЛЕДНЕЙ ПАПИРОСЫ.
Слайд 13МУСА ДЖАЛИЛЬ(1906-1944)
В ПЕРВЫЙ ЖЕ ДЕНЬ ВОЙНЫ ДОБРОВОЛЬЦЕМ УШЁЛ В РЯДЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
АРМИИ.
В ИЮНЕ 1942 ГОДА НА ВОЛХОВСКОМ ФРОНТЕ БЫЛ ТЯЖЕЛО РАНЕН И ВЗЯТ В ПЛЕН.
В КОНЦЕТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ ВЁЛ АКТИВНУЮ ПОДПОЛЬНУЮ РАБОТУ, ЗА ЧТО БЫЛ БРОШЕН В ФАШИСТСКУЮ ТЮРЬМУ МОАБИТ.
В ТЮРЬМЕ СОЗДАЛ ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ.
В 1944 ГОДУ БЫЛ КАЗНЁН МОАБИТСКИМИ ПАЛАЧАМИ.
МУСЕ ДЖАЛИЛЮ ПОСМЕРТНО ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА .
С ПОЛНЫМ ПРАВОМ ОН СМОГ СКАЗАТЬ:
ПЕСНЬ СВОЮ Я ПОСВЯТИЛ НАРОДУ,
ЖИЗНЬ СВОЮ НАРОДУ ОТДАЮ
Слайд 15ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА (1924 - 1991)
Я РОДОМ НЕ ИЗ ДЕТСТВА –
ИЗ ВОЙНЫ,
И ПОТОМУ, НАВЕРНОЕ, ДОРОЖЕ,
ЧЕМ ТЫ, ЦЕНЮ И СЧАСТЬЕ ТИШИНЫ,
И КАЖДЫЙ ЛИШНИЙ ДЕНЬ, ЧТО МНОЮ ПРОЖИТ
Слайд 16АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971)
Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ
В ТОМ, ЧТО ДРУГИЕ
НЕ ПРИШЛИ С ВОЙНЫ,
В ТОМ, ЧТО ОНИ- КТО СТАРШЕ, КТО МОЛОЖЕ-
ОСТАЛИСЬ ТАМ, И НЕ О ТОМ ЖЕ РЕЧЬ,
ЧТО Я ИХ МОГ, НО НЕ СУМЕЛ СБЕРЕЧЬ, -
РЕЧЬ НЕ О ТОМ, НО ВСЁ ЖЕ, ВСЁ ЖЕ, ВСЁ ЖЕ …
Слайд 17Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму
стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 181 Война (существительное, выражающее главную тему).
2 Священная, жестокая
(два прилагательных, выражающих главную мысль).
3 Мстит, озлобляет, изнуряет (три глагола, описывающие действия в рамках темы) .
4 Даёт возможность захватить (фраза, несущая определенный смысл) .
5 Борьба (синоним к слову «ВОЙНА»).
ПРИМЕР
Слайд 20ПОЭЗИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ СТАЛА САМЫМ ОПЕРАТИВНЫМ, САМЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ЖАНРОМ.
ПОЭЗИЯ ВЫРАЗИЛА
ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮДЕЙ В ПРАВДЕ, БЕЗ КОТОРОЙ НЕВОЗМОЖНО ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ СТРАНУ.
ЛИТЕРАТУРА, А КОНКРЕТНЕЕ, ПОЭЗИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К СОБЫТИЯМ ВОЙНЫ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ ПОКАЗЫВАТЬ ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАШЕГО НАРОДА, НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПЫТ ПРОШЛОГО ПРЕДОСТЕРЁГ ОТ КАТАСТРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В БУДУЩЕМ.
ВЫВОДЫ