Презентация, доклад к уроку литературы на тему Обучение анализу лирического произведения

Содержание

Примерный план анализа стихотворения1.Историческая справка2. Тема и идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?4. Композиция стихотворения5.Лирический герой и поэтические образы.6. Какими средствами выразительности и изобразительности

Слайд 1Обучение анализу лирического стихотворения

Обучение анализу лирического стихотворения

Слайд 2Примерный план анализа стихотворения
1.Историческая справка
2. Тема и идея (основная мысль).
3. Каков

основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Композиция стихотворения
5.Лирический герой и поэтические образы.
6. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
7.Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?

Примерный план анализа стихотворения1.Историческая справка2. Тема и идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта,

Слайд 3Восприятие
Чем привлекло стихотворение?
Какие картины возникли при чтении?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Мои первые

впечатления.

ВосприятиеЧем привлекло стихотворение?Какие картины возникли при чтении?Каким настроением проникнуто стихотворение?Мои первые впечатления.

Слайд 4Истолкование
Тема (о чём?)

-любовь
-дружба
-природа
-жизнь и смерть
-поэзия и её роль
-родина
-судьба поколения
-народ

ИстолкованиеТема (о чём?)              -любовь

Слайд 5Идея.


Основная мысль, авторская позиция (для чего было написано это стихотворение?)

Идея.Основная мысль, авторская позиция (для чего было написано это стихотворение?)

Слайд 6Жанр(форма)
-лирическое стихотворение
-элегия
-ода
-стансы
-сонет
-послание…

Жанр(форма)-лирическое стихотворение-элегия-ода-стансы-сонет-послание…

Слайд 7Композиция (построение)
связана с логикой развития «поэтической мысли»:
деление на строфы или отсутствие

такового

Композиция (построение)связана с логикой развития «поэтической мысли»:деление на строфы или отсутствие такового

Слайд 8Средства художественной выразительности и их роль.
Тропы(метафора, метонимия, эпитет, гипербола, литота, сравнение,

аллегория, ирония, перифраза, олицетворение…).
Фигуры речи (повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, оксюморон, градация…)
Средства художественной выразительности и их роль.Тропы(метафора, метонимия, эпитет, гипербола, литота, сравнение, аллегория, ирония, перифраза, олицетворение…).Фигуры речи (повтор,

Слайд 9Звукопись.
Аллитерация- повтор одинаковых согласных звуков.
Ассонанс- повтор одинаковых гласных звуков.

Звукопись.Аллитерация- повтор одинаковых согласных звуков.Ассонанс- повтор одинаковых гласных звуков.

Слайд 10Ритмика и её роль.
размер:
-ямб- сильный, энергичный
-хорей- плавный
-дактиль- однообразный, мерный
-амфибрахий- близок разговорной

речи
-анапест- гибкий
Ритмика и её роль.размер:-ямб- сильный, энергичный-хорей- плавный-дактиль- однообразный, мерный-амфибрахий- близок разговорной речи-анапест- гибкий

Слайд 11Рифма
Рифма(мужская, женская, дактилическая)
Способ рифмовки(смежная, перекрёстная, опоясывающая)
Строфика(дистих, терцина, катрен, секстина, октава, онегинская

строфа…)
РифмаРифма(мужская, женская, дактилическая)Способ рифмовки(смежная, перекрёстная, опоясывающая)Строфика(дистих, терцина, катрен, секстина, октава, онегинская строфа…)

Слайд 12Лексика и её связь с содержанием стихотворения.
-высокая
-нейтральная
-разговорная
-экспрессивно окрашенная…

Лексика и её связь с содержанием стихотворения.-высокая-нейтральная-разговорная-экспрессивно окрашенная…

Слайд 13Оценка.
Как раскрывается лирический герой в стихотворении?
Что открыло это стихотворение вам, как

изменились ваши представления о мире, об авторе?
Оценка.Как раскрывается лирический герой в стихотворении?Что открыло это стихотворение вам, как изменились ваши представления о мире, об

Слайд 14Афанасий Афанасьевич Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Афанасий Афанасьевич ФетЕль рукавом мне тропинку завесила…

Слайд 15Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» написано в 1891

году.
Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.
Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» написано в 1891 году. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая

Слайд 16Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и

грустно, и весело,
Я ничего не пойму.


В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

олицетворение

Аллитерация, ассонанс

Ель рукавом мне тропинку завесила.Ветер. В лесу одномуШумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не

Слайд 17Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали

неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание , построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).



аллитерация

эпитет

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,Листья кружатся у ног.Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Первые

Слайд 18
Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется издали

странника бедного
Нежно приветствуешь ты.


А.А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («глашатая медного», «странника бедного»), олицетворения («Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты»), с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью повторяющихся сонорных звуков «р» , «л», «н», «м», что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

эпитет

метафора

метафора

Сладостен зов мне глашатая медного! Мёртвые что мне листы! Кажется издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.А.А. Фет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть