Презентация, доклад к уроку литературы на тему Петр Великий русской литературы. М.В.Ломоносов

Содержание

Проект урока литературы в 9 классе (по программе Т.Ф. Курдюмовой) по теме «М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол государыни императрицы Елизаветы Петровны.»

Слайд 1
"Петр Великий русской литературы"


Слайд 2
Проект урока литературы
в 9

классе (по программе Т.Ф. Курдюмовой)
по теме «М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол государыни императрицы Елизаветы Петровны.»
Проект урока литературы  в 9 классе (по программе Т.Ф. Курдюмовой)  по

Слайд 3Цели урока:
Расширить представления учащихся о роли Ломоносова М.В. в развитии русской

науки и культуры,
в преобразовании русского литературного языка;
помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова.
Цели урока:Расширить представления учащихся о роли Ломоносова М.В. в развитии русской науки и культуры,в преобразовании русского литературного

Слайд 4 Введение в тему урока
Кому и за что люди воздвигают памятники?
Какие

памятники писателям, поэтам, людям искусства знаете вы?
За что воздвигнут памятник
М.В. Ломоносову?
Введение в тему урокаКому и за что люди воздвигают памятники?Какие памятники писателям, поэтам, людям искусства знаете

Слайд 5
Какая польза в том, что в старости глубокой
И в тьме бесславия

кончают долгий век!
Добротами всходить на верьх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
М.Ломоносов

Какая польза в том, что в старости глубокойИ в тьме бесславия кончают долгий век!Добротами всходить на верьх

Слайд 6Родился 21 ноября 1711 г. в деревне Денисовка близ Холмогор Архангельской

губернии в семье крестьянина-помора

Здесь, крепкоруки и сильны,
И прадеды его и деды
Стремили кочи встречь волны.
Им были штормы не страшны,
Они осиливали беды.
И вот, с характером таким,
С такой поморской прямотою,
Был путь в Москву проложен им,
Путь, предначертанный судьбою,
К свершеньям дерзостно-крутым!
Д.Ушаков

Родился 21 ноября 1711 г. в деревне Денисовка близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помораЗдесь, крепкоруки и

Слайд 7
1730 г. Поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где изучает латинский язык, знакомится

с научными дисциплинами
1730 г. Поступает в Славяно-греко-латинскую академию, где изучает латинский язык, знакомится с научными дисциплинами

Слайд 8 В Петербурге
В начале 1735 г.

в числе лучших студентов Ломоносов направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжелые условия жизни , любознательный юноша проявил огромный интерес к наукам.
В ПетербургеВ начале 1735 г. в числе лучших студентов Ломоносов направлен

Слайд 9 Марбург. Немецкий студент
Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в их числе

Ломоносов, отправлены в Германию для обучения математике, физике, химии, металлургии.
Марбург. Немецкий  студентОсенью 1736 г. трое лучших студентов, в их числе Ломоносов, отправлены в Германию

Слайд 10В 1741г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы его были поистине

всеохватывающи.
В 1741г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы его были поистине всеохватывающи.

Слайд 11Мозаичные картины. Ломоносов показывает свои работы императрице.

Мозаичные картины. Ломоносов показывает свои работы императрице.

Слайд 12М.В. Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.

М.В. Ломоносов.  Полтавская баталия. Мозаика.

Слайд 13
1755 . По инициативе и проекту Ломоносова был основан Московский университет,

«открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
1755 . По инициативе и проекту Ломоносова был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к

Слайд 14Александро- Невская лавра
Умер Ломоносов
4 апреля 1765 г.
в Петербурге.

Александро- Невская лавраУмер Ломоносов 4 апреля 1765 г. в Петербурге.

Слайд 15

…Он был первым нашим университетом.

А. Пушкин
…Он был первым нашим университетом.       А. Пушкин

Слайд 16Литературная деятельность
….Основатель русской поэзии.
…. первый поэт России.
В.Г.

Белинский
Литературная  деятельность….Основатель русской поэзии.…. первый поэт России.   В.Г. Белинский

Слайд 171739 – Трактат по теории русского стихосложения.
Разделил язык на «три рода

речений». Теория трех «штилей» приблизила литературный язык к разговорному.
1739 – Трактат по теории русского стихосложения.Разделил язык на «три рода речений». Теория трех «штилей» приблизила литературный

Слайд 18
«Карл 5, римский император, говаривал, что ишпанским языком – с Богом,

французским - с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.»
«Карл 5, римский император, говаривал, что ишпанским языком – с Богом, французским - с друзьями, немецким –

Слайд 191748 – «Риторика». Первое в России печатное руководство по теории литературы

1748 – «Риторика». Первое в России печатное руководство по теории литературы

Слайд 201755 – «Российская грамматика». Выдержала 14 изданий, сохранила практическое значение в

течение 100 последующих лет.
1755 – «Российская грамматика». Выдержала 14 изданий, сохранила практическое значение в течение 100 последующих лет.

Слайд 21Ода (греч. «песня») – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или

герою.

1739 . «Ода на взятие Хотина»
«Первое русское стихотворение, написанное правильным размером»
В.Белинский

Ода (греч. «песня») – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою.1739 . «Ода на взятие Хотина»«Первое

Слайд 221748. «Ода на день восшествия на престол Её величества государыни императрицы

Елизаветы Петровны»

Ода понравилась,
и государыня пожаловала Ломоносову «две тысячи рублёв в награжденье».

1748. «Ода на день восшествия на престол Её величества государыни императрицы Елизаветы Петровны»Ода понравилась,  и государыня

Слайд 23
С тех пор ломоносовские оды сделались неотъемлемой принадлежностью придворных торжеств. Написанные

«высоким штилем», отличавшиеся необыкновенной приподнятостью и бурным, как кипящие морские валы, слогом, они возбуждали непритворный восторг в тогдашних слушателях.
С тех пор ломоносовские оды сделались неотъемлемой принадлежностью придворных торжеств. Написанные «высоким штилем», отличавшиеся необыкновенной приподнятостью и

Слайд 24 Обсудим прочитанное
Какова главная, ведущая тема оды?
Охарактеризуйте

образ императрицы. За что прославляет ее Ломоносов?
Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Что ставит ему в заслугу?
Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие сравнения и эпитеты использует, чтобы воссоздать образ России?
Что, по мнению автора, необходимо, чтобы Россия процветала, а народ жил в довольстве и благополучии?
Обсудим прочитанноеКакова главная, ведущая тема оды?Охарактеризуйте образ императрицы. За что прославляет ее

Слайд 25Тест
1.Ломоносова считают основоположником русского:
а) классицизма б) сентиментализма
в) романтизма


2. «Теория трех штилей», которую Ломоносов применил к опыту русской поэзии, предписывала:
а) активно использовать просторечные слова
б) каждому жанру должна соответствовать своя лексика
в) смешивать три стиля
Тест1.Ломоносова считают основоположником русского: а) классицизма  б) сентиментализма в) романтизма  2. «Теория трех штилей», которую

Слайд 26
3. По Ломоносову, жанр, соответствующий «высокому» стилю:
А) драма б) комедия

в) трагедия

4. Тема «Оды на день восшествия…»:
А) прославление спокойной, счастливой жизни страны, управляемой императрицей
Б) восхваление личных качеств императрицы
В) критика деятельности императрицы
3. По Ломоносову, жанр, соответствующий «высокому» стилю:А) драма  б) комедия  в) трагедия4. Тема «Оды на

Слайд 27
5. В первой строфе «Оды на день восшествия..» Ломоносов:

А) восхищается тишиной,

красотой и богатством Родины
Б) вспоминает о Петре
В) говорит о мудрости императрицы
5. В первой строфе «Оды на день восшествия..» Ломоносов:А) восхищается тишиной, красотой и богатством РодиныБ) вспоминает о

Слайд 28
6. Строки «Оды на день восшествия…»:
….Послал в Россию человека,
Каков неслыхан был

от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес….-

Прославляют:
А) Елизавету Петровну б) Петра 1
В) Павла 1



6. Строки «Оды на день восшествия…»:….Послал в Россию человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву,

Слайд 29
7. Обращение Ломоносова:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых

желает,
Каких зовет от стран чужих,
О ваши дни благословенны!...-
адресовано:
А) Елизавете Петровне б) молодым жителям России в) писателям и поэтам 18 века
7. Обращение Ломоносова:О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О ваши

Слайд 30
8. Смысл жизни Ломоносова заключался:
А) в утверждении наук в отечестве
Б) в

повышении по службе
В) в строительстве университета
8. Смысл жизни Ломоносова заключался:А) в утверждении наук в отечествеБ) в повышении по службеВ) в строительстве университета

Слайд 31 Проверим
1.А
2.Б
3.В
4.А
5.А
6.Б
7.Б
8.А

Проверим1.А2.Б3.В4.А5.А6.Б7.Б8.А

Слайд 32 Подведем итоги
Я узнал(а), что…
Мне на

уроке было …
Было много…
Я понял(а)…
Я почувствовал(а)…
Главным для меня было…
Я хотел(а) бы…
Подведем итогиЯ узнал(а), что…Мне на уроке было …Было много…Я понял(а)…Я почувствовал(а)…Главным

Слайд 33 Домашнее задание
Составить цитатный план оды.

Подготовить

выразительное чтение отрывка (по выбору)
Домашнее заданиеСоставить цитатный план оды.Подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору)

Слайд 34
Спасибо за внимание.
Творческих удач всем!

Спасибо за внимание.Творческих удач всем!

Слайд 35
О себе:
Палаухина Надежда Григорьевна, учитель русского языка и

литературы МОУ «Лесокамская основная школа»
Гайнского района
О себе:   Палаухина Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лесокамская основная школа»

Слайд 36Источники
1.Биографическая библиотека
Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей. – М.:

ОЛИА-ПРЕСС, 2001
2. Рыжов К. 100 великих россиян. –М.: «Вече», 2002
3. «Читаем, учимся, играем». 2001, №4
4. Поисковая интернет-система «Яндекс»
Источники1.Биографическая библиотека  Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей. – М.: ОЛИА-ПРЕСС, 2001  2. Рыжов К. 100

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть