Слайд 1М.ГОРЬКИЙ
ПЬЕСА «НА ДНЕ»
Драма в четырех актах
Драма - один из ведущих жанров
драматургии, изображающий преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или с собой.
Слайд 2ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
И НАЗВАНИЯ
Написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного
общедоступного театра. Горький отмечал. Что пьеса – итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывший людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом – «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди. Которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Слайд 3НОВАТОРСТВО ПЬЕСЫ
Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг,
воров, проституток, а в нем отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира – обвинительный акт против несправедливости общественного строя. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен как воплощение социального зла.
Слайд 4ЖАНР ПЬЕСЫ
Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во
внешнем действии – в обыденной жизни. Сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской драмы.
Слайд 5ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ
Пьеса продолжает тему униженных и оскорбленных в русской литературе. В
центре – спор о человеке. Главное в этом споре – проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей ее безвыходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями.
Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше – истина или сострадание?
Слайд 6«НА ДНЕ» -
картины «босяцкой жизни»
Слайд 7ДВА УРОВНЯ КОНФЛИКТА
Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит
на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой – внутренний, обычно философский.
Слайд 10ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
перед нами все слои общества
Подробные биографии этих людей не даны,
их судьбы обозначены несколькими словами. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Но все социальные конфликты являются основой драматургического конфликта – мы наблюдаем лишь их результат. Люди изуродованы, сломлены жизнью и обречены на гибель, хотя каждый из них достоин лучшей участи. В подвале, похожем на пещеру, живут совсем еще не старые люди: самому старшему, Бубнову, 45 лет, сапожнику Алешке 20 лет, а умирающей Анне всего 30. перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не надеясь быть услышанным.
Слайд 11ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
разорившийся дворянин Барон
Всё его достоинство – воспоминания о былом величии
своего рода. Живет за счет Насти. Но ее слёзы и фантазии лишь забавляют его. Издевается над всеми и быстро теряет человеческий облик.
Слайд 12ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
слесарь Клещ и его умирающая жена Анна
Попал на «дно», потеряв
работу. Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным трудом. Мечта о другой жизни связана у него с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Умирающая Анна постоянно тревожится о том. «как бы больше другого не съесть».
Слайд 13ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
Актер
Когда-то играл на сцене и носил звучную
фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь спился. Живет воспоминаниями о прекрасном. Из всех ночлежников отличается тонкой душевной организацией.
Слайд 14ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
Настя
Страстно мечтает о большой и настоящей любви.
Слайд 15ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
торговка пельменями Квашня
Тешит себя иллюзиями, что она свободная женщина.
Слайд 16ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
вор Васька Пепел
Сын вора. Родился в тюрьме и обречен идти
по этой дороге. Но он жаждет правильной жизни: мечтает жениться на Наташе. Уйти из-под власти Василисы (жены Костылева, хозяина ночлежки), подбивающей его на убийство мужа.
Слайд 17ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
шулер Сатин
Попал на «дно» после того, как отсидел в тюрьме
за убийство (не веря в правосудие, отомстил негодяю, погибшего его сестру).
Слайд 18ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
картузник Бубнов
Ушел из дома в ночлежку «от греха подальше», чтобы
не убить жену и ее любовника. Признается, что ленив и пьяница.
Слайд 19ОБИТАТЕЛИ НОЧЛЕЖКИ:
содержатель ночлежки Костылев, его жена Василиса, полицейский Медведев
Эти люди недалеко
ушли от обитателей ночлежки.
Слайд 20СТРАННИК ЛУКА
Двойственность образа начинается с его имени. Странник носит имя одного
из четырех канонических евангелистов. Имя Лука означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (ложный). Попав в ночлежку, странник не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести вместо кого-то пол. Он быстро находит подход к каждому ночлежнику. В каждом он видит человека, открывает их светлые стороны, вселяет в людей веру в лучшее. Лука пытается бескорыстно помочь каждому, заронить веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Все это производит переворот в жизни ночлежников.
Слайд 21СТРАННИК ЛУКА
Образ Луки долгое время оценивался литературоведами как однозначно отрицательный. Он
обвинялся в равнодушии к людям, которых обманывал. И в том, что проповедует жалость и милосердие вместо призыва к борьбе за радикальные изменения в жизни. До сих пор этот персонаж вызывает ожесточенные споры.
Слайд 22Образ Луки в судьбе ночлежников
Он выполняет роль утешителя, старается дать погибающим
людям хоть какую-то надежду, хоть какое-то облегчение. Каждый из обитателей ночлежки ищет опору в уходе от жестокой реальности, и Лука дает им эту опору.
Слайд 25Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы
Слайд 29Три философии – три ответа на главный вопрос пьесы
Однозначного ответа на
философские вопросы пьесы нет.