Презентация, доклад к уроку литературы Любовная лирика А.Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый

Слайд 1 Любовная лирика

Анны Ахматовой

Любовь – пятое время года
Анна Ахматова

Любовная лирика

Слайд 2 Анна Андреевна Ахматова

(1889 – 1966)

Её судьба была трагична.
Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей:
 первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; 
третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году;
единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет.
Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Анна Андреевна Ахматова

Слайд 3 О любви пишут все…Но так, как писала о

ней Анна Ахматова, не писал никто.

« Великая земная любовь » — именно так можно определить суть лирики Ахматовой.
Поэт изображает не романтические преувеличенные чувства — она говорит о простом и земном человеческом счастье.

О любви пишут все…Но так, как писала о ней

Слайд 4Основная особенность любовной лирики состояла в том, что ее главной темой

становятся переживания женщины

Ахматова стала первой
женщиной – поэтом,
заговорившей о своих
чувствах с небывалой
силой и лиризмом.
Любовь у Ахматовой
изображена как
неотъемлемая часть
человеческого бытия,
основа гуманистических
ценностей.

Основная особенность любовной лирики состояла в том, что ее главной темой становятся переживания женщиныАхматова стала первой женщиной

Слайд 5 Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. 
Сборник "Вечер"


/1912/
"Любовь", "В Царском Селе", "Музе", "Сердце к сердцу не приковано"
Стихотворения похожи на
финалы повестей о любви,
они сюжетны. В них
наблюдается сходство с
балладой, новеллой .
Любовь, по Ахматовой,
уводит "от радости и от
покоя", "покоряет обманно.


Лирическая героиня –
героиня несбывшейся,
безнадежной любви. Любовь в её
поэзии предстаёт как "поединок
роковой", "любовная пытка"
Ахматова почти никогда не
изображает любовь
безмятежной, идиллической, а ,
наоборот, в момент разрыва,
разлуки, утраты чувств. В образе
лирической героини просле –
живаются автобиографические
черты поэта.

Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Сборник

Слайд 6 «ЛЮБОВЬ» 1912 г
То змейкой, свернувшись клубком, У

самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует,  То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя.  Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке.
«ЛЮБОВЬ»  1912 г То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То

Слайд 7 Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви

она винит и себя, ищет в себе причину разрыва

Сборник «Вечер»
/1914/
"Настоящую нежность не
спутаешь", "Проводила друга до
передней", "Сколько просьб у
любимой всегда" и другие.

Стихи этого периода близки
народно-песенному творчеству,
афористичны.
Любовь, по Ахматовой, -
чистилище, потому она
показывает тончайшие
оттенки чувств.


Лирическая героиня сдержанная,
нежная, гордая женщина. Любовь
для неё - плотные сети, не дающие
покоя. Душевное состояние героини
передано через экспрессивно окрашенные
художественные детали: "золотая пыль",
"бесцветный ледок".
В стихах данного периода звучит протест
героини:
Брошена! Придуманное слово, Разве я цветок или письмо?
В её характере проявляется величие,
властность.
Лирическая героиня заявляет о своей
избранности .
В стихах Ахматовой появляется
новый мотив - властность

Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в

Слайд 8 Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно

бережно
кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова
покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Настоящую нежность не спутаешьНи с чем, и она тиха.Ты напрасно бережно

Слайд 9 «Но живы мы любовию одною …» Стихотворения, посвященные любви,

идут по самым вершинам человеческого духа.

Сборник "Белая стая"
/1917/
"Муза ушла по дороге", "Я
улыбаться перестала", "То
пятое время года", "Целый
год ты со мной неразлучен".
Стихам этого периода
характерен психологизм. Боль утраты не
ослабела, но она теперь
как песня.
Для Ахматовой любовь –
"пятое время года".

Лирическая героиня восходит
вверх. Она становится мудрее,
ценит обретённую свободу
чувства и творчества .
Теперь из мира замкнутой любви
лирическая героиня вырывается
к любви подлинной, великой.
Внутренний мир любящей
женщины расширяется до
глобальных, общечеловеческих
масштабов, и потому в мир стихов
Ахматовой входит любовь к
людям, к родной земле, к Родине.

«Но живы мы любовию одною …»  Стихотворения, посвященные любви, идут по самым вершинам человеческого

Слайд 10 То пятое время года…
То пятое время года,
Только его

славословь.
Дыши последней
свободой,
Оттого, что это - любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
То пятое время года…То пятое время года,Только его славословь.Дыши последней

Слайд 11 «О, ангел мой, не знай,

не ведай Моей теперешней тоски…»

Сборник"Подорожник»
/1921/
"Это просто, это ясно", "О нет , я не
тебя любила", "Не с теми я, кто
бросил землю", "Долгим взглядом
твоим истомлённая»
Лирические стихотворения этого
сборника проникнуты патриотизмом
В стихах о любви устанавливается
некое равновесие, что становится
возможным сюжет, нет прежних
драматических финалов, появляется
диалог.
Теперь любовь становится уже
"испытанием железом и огнём".

Резче отчуждение в любви, но
сильнее в Ахматовой сознание
Родины. Образ возлюбленного
будет в памяти, как образ героя.
Героиня уже не проклинает
пытку чувств, а благословляет
верность любви.
Удел лирической героини –
странничество. У неё появилась
Воля преодолеть ужас бытия,
смуты сердца и времени.
Лирическая героиня находит
упоение в искусстве, античности,
в молитве.


«О, ангел мой, не знай, не ведай

Слайд 12И целый день, своих пугаясь стонов,
В тоске смертельной мечется толпа,


А за рекой на траурных знамёнах
Зловещие смеются черепа.
Вот для чего я пела и мечтала,
Мне сердце разорвали пополам,
Как после залпа сразу тихо стало,
Смерть выслала дозорных по дворам.
И целый день, своих пугаясь стонов, В тоске смертельной мечется толпа, А за рекой на траурных знамёнах

Слайд 13Художественное своеобразие любовной лирики А.Ахматовой
Эволюция лирической героини
Доверительность, интимность, нежность
Психологизм
Мотив величия, властности,

смерти
Синтез тем любви к человеку и Родине
Сюжетность
Афористичность речи

Художественное своеобразие любовной лирики А.АхматовойЭволюция лирической героиниДоверительность, интимность, нежностьПсихологизмМотив величия, властности, смертиСинтез тем любви к человеку и

Слайд 14Каждый ищет истину в сердце своём…
Поэзия Ахматовой – это

исповедь.
Но это не только
исповедь влюбленной
женщины, это исповедь
человека, живущего
всеми бедами, болями и
страстями своего
времени и своей земли.

Каждый ищет истину в сердце своём…   Поэзия Ахматовой – это исповедь. Но это не только

Слайд 15Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей ЛЮБОВЬ.  (А. А. Ахматова)

Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей  ЛЮБОВЬ.  (А. А. Ахматова)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть