Слайд 1ИМАЖИНИЗМ
Литературное направление начала 20 века
Автор- Юрганова Елена Владимировна
Слайд 2Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы
на основе литературной практики футуризма.
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Слайд 3Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин, Александр Кусиков, Вадим Шершеневич.
Москва, 1919 г.
Слайд 4
главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой
оценочное понятие художественности;
поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.
Основные признаки имажинизма:
Слайд 5ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ИМАЖИНИЗМА
20 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского
союза поэтов прошёл первый вечер имажинистов.
На следующий день была опубликована первая Декларация (журнал "Сирена", Воронеж, 1919, №4/5, 30 января), в которой провозглашались творческие принципы имажинизма.
Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название. Первая «Декларация» имажинизма датирована 30 января 1919г., следовательно, через два года после революции, но по своей идеологии это течение с революцией ничего общего не имело. Имажинисты пропагандировали победу образа над смыслом
Слайд 6Творческая деятельность имажинистов основывалась на солидном материальном фундаменте.
В сентябре 1919
г. Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов».
20 февраля 1920 г. председателем «Ассоциации» был избран Есенин.
Создание «Ассоциации» позволило открыть при ней несколько коммерческих предприятий.
К концу года начали работать оформленное Якуловым литературное кафе «Стойло Пегаса», и два книжных магазина, в которых работали сами поэты, — «Книжная лавка художников слова» и «Лавка поэтов» с «Бюро газетных вырезок» при ней. Когда в 1922 г. «Стойло» прекратило свое существование, появилось кафе-столовая «Калоша», а затем — «Мышиная нора». «Ассоциации» принадлежал также кинотеатр «Лилипут». Средства, которые в годы «военного коммунизма» давали поэтам эти заведения, не только помогали им выжить, но и шли на нужды «Ордена», прежде всего на издание книг.
Слайд 7ВАДИМ ШЕРШЕНЕВИЧ –ГЛАВА «ИМАЖИНИСТОВ»
Слайд 8всемыкакбудтонароликах
сВалитьсялегконосейчас
мчАтьсяивеселОисколько
дамЛорнируютоТменнонас
нашгЕрБукрашенликёрами
имыдеРзкиедушАсьшипром
ищемЮгИюлявоВсёмформу
мчаСилоЮоткрыТоклиппер
знОйнознаемчтОвсеюноши
иВсепочтиговоРюбезусые
УтверждаяэточАшкупунша
пьёмсрадостьюзабрюсова
1913
Тост
Слайд 9Принцип басни
А.Кусикову
Закат запыхался. Загнанная лиса .
Луна выплывала воблою вяленой.
А у
подъезда стоял рысак.
Лошадь как лошадь. Две белых подпалины.И ноги уткнуты в стаканы копыт.
Губкою впитывало воздух ухо.
Вдруг стали глаза по-человечьи глупы,
И на землю заплюхало глухо.И чу! Воробьёв канитель и полёт
Чириканьем в воздухе машется.
И клювами роют тёплый помёт,
Чтоб зёрнышки выбрать из кашицы.И старый угрюмо учил молодёжь:
– Эх! Пошла нынче птица не та ещё!
А рысак равнодушно глядел на галдёж,
Над кругляшками вырастающий.Эй, люди! Двуногие воробьи,
Что несутся с чириканьем, с плачами,
Чтоб порыться в моих строках о любви.
Как глядеть мне на вас по-иначему?! Я стою у подъезда придущих веков,
Седока жду отчаяньем нищего
И трубою свой хвост задираю легко,
Чтоб покорно слетались на пищу вы! весна 1919
Слайд 11Для творчества Шершеневича характерно нагнетание городских метафор, тематика трагической чувственной любви,
эпатаж, основанный, как и у ранних футуристов, на эстетизации безобразного и богоборческих мотивах, бурлескные образы (интерес к клоунаде, «гаерству» устойчив для его биографии), сознательно экспериментальная «брюсовская» разработка приёмов (подчёркнутая названиями стихотворений из книги «Лошадь как лошадь» вроде «Принцип звука минус образ» или «Параллелизм тем»), принципиально декларируемый аполитизм искусства (в 1919 арестовывался за контакты с партией анархистов). Разрабатывал акцентный стих параллельно с Маяковским. Автор теоретической работы об имажинизме «2х2=5» (1920) и сборника эссе о творчестве товарищей по группе «Кому я жму руку» (1921).
Слайд 12В разное время в распоряжении имажинистов имелось несколько издательств: "Имажинисты", "Чихи-пихи"
и "Сандро", известное литературное кафе "Стойло Пегаса" (закрылось в 1922 г.), а также журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (всего за время его существования, 1922 - 1924 гг., вышло 4 номера).
За 5 лет активной деятельности имажинисты смогли завоевать громкую, хотя и скандальную славу. Постоянно проходили поэтические диспуты, где мэтры нового течения доказывали превосходство новой поэтической системы над всеми предшествующими.
Слайд 13ДЕКЛАРАЦИЯ ИМАЖИНИСТОВ
«Образ и только образ. Образ - ступнями от аналогий, параллелизмов
- сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудие производства мастера искусства.
Всякое иное искусство - приложение к "Ниве". Только образ, как нафталин пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия».
Слайд 14СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ИМАЖИНИЗМ
Особо выделяется Есенин, вступивший в группу уже со
сложившейся собственной программой "Ключи Марии", 1918). Он ориентировал поэзию на естественную образность ("органическую фигуральность") русского языка, национальную стихию и народное творчество.
В поэзии Есенина появились сложные, основанные на неожиданных ассоциациях образы: «По пруду лебедем красным / Плавает тихий закат», «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берёз» и т. д.
Слайд 16Образность лирики Есенина
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Слайд 17Члены «Ассоциации вольнодумцев
Коммерческая деятельность имажинистов:
кафе "Стойло Пегаса«
два книжных магазина, в
которых работали сами поэты:
"Книжная лавка художников слова"
"Лавка поэтов"
Кафе «Калоша», «Мышиная нора»
Кинотеатр «Лилипут»
Рюрик Ивнев, В.С. Чернявский, С.А. Есенин
Слайд 18
Период с 1919 по 1923гг. стал переломным в творчестве С.А. Есенина.
Именно в этот период он получил широкую известность среди читающей публики, а также ее любовь. Официально этот период не имеет названия, но я бы назвала его «Периодом имажинизма».
В «берлинской» автобиографии 1919год Есенин назовёт лучшим годом в своей жизни. Наряду с образованием имажинизма этот год ознаменовался для него новой стезей в поэзии.
Слайд 19Фактический распад группы – 1924 год, формальное существование до 1927 года
В
самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью — упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности
С.А. Есенин, В.Г. Шершеневич (сидят); Шоршевская, А.Б. Мариенгоф, И.В. Грузинов.