Слайд 1УРОК НА ТЕМУ:
«ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК»
Урок развития речи в 5 классе
Урок проведен учителем высшей квалификационной категории Чистяковой Л.А.
Слайд 2 Цели:
1) показать учащимся связь литературы с живописью, ознакомить с творчеством
художников - иллюстраторов;
2) развивать навыки связной речи при описании иллюстраций, умение подбирать к ним текст из произведений;
3) воспитывать художественный вкус; вызвать интерес к иллюстрации как особому виду изобразительного искусства.
Слайд 3Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение).
1) объяснение с помощью
наглядных примеров.
2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). 3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
Что такое иллюстрация?
Слайд 4М.Врубель
Самые известные художники-иллюстраторы
В.Васнецов
И.Билибин
Т.Маврина
С.Малютин
Слайд 5 Билибин
Иван Яковлевич
1876– 1942 г.г.
Слайд 6 Билибин выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола",
"Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"( 1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.
Слайд 7 Характерные черты билибинского стиля: русские затейливые орнаменты иллюстраций красота яркого узорного
рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Слайд 9«Василиса Премудрая пляшет»
Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана в
1918 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В. М. Васнецова, в Москве.
Слайд 10Михаил Александрович Врубель
Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в
русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.
Я решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду
М. А. Врубель
Слайд 11«Царевна-лебедь», 1900 г.
Могущество и вечная сила добра. Все эти черты
соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
Слайд 12Виктор Михайлович Васнецов
«Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!»
В своих
картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881).
Слайд 13«Иван-царевич на сером волке»
В 1889 году художник создал станковое полотно
“Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.
Слайд 14«Снегурочка», 1899
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в
Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество.
Слайд 15Сказка о летающем ковре
Это самая первая сказочная картина Васнецова, он
выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив, выразив давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей,.
Слайд 17«Три царевны подземного царства», 1879-1881 г.г.
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов
заказал Виктору Васнецову три картины. За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки — на ней изображена царевна каменного угля.
Слайд 18«Витязь на распутье»
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в
начале 1870-х годов. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». Окончательный вариант картины был написан в 1882 году Версия картины 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Слайд 19«После побоища Игоря Святославича
с половцами»,1880 г.
Темой картины было избрано
поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли. Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию.
Слайд 20«Богатыри»
В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой картины "Богатыри",
и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Он написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876) в парижской мастерской Поленова, выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову. В 1898 году картина была закончена.
Слайд 21«Аленушка»
В картине Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию
родного народа. "Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке".
Слайд 22 Сплетем из слов чудеснейший венок,
В него вплетем и боль свою,
и радость.
И пригласим друзей услышать нежный слог,
Испить из родника народного живительную сладость.
Слайд 23Творческая работа
Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Аленушка убежала из дома
в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе. Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на (холодную темную) воду омута. (Тихая и грустная родная) природа перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осины. (Желтые) листья тихо падают на (зеркальную) поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим (нежным) щебетанием как бы стараются успокоить ее.
Слайд 24Проверь себя:
Аленушка убежала из дома в дремучий лес, к глубокому омуту,
чтобы там выплакать свое горе. Гаснет вечерняя заря. Одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную темную воду омута. Тихая и грустная родная природа перекликается с тоской девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Желтые листья тихо падают на зеркальную поверхность пруда. Ласточки сочувствуют Аленушке и своим нежным щебетанием как
бы стараются успокоить ее.
Слайд 25Домашнее задание:
Проиллюстрировать эпизод любимой сказки.