Слайд 1
Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ№12»
Свистуновой Натальи Анатольевны
Легенды североамериканских индейцев
Г.У.Лонгфелло
«Песнь о Гайавате».
Слайд 2 Лонгфелло – один из популярных американских поэтов 19 века, ставший
классиком американской литературы. Мало кто из литературных современников Генри Лонгфелло знал такую прижизненную славу. Его произведения издавались на многих языках и были необычайно популярны как в Америке, так и в других странах мира.
Слайд 3Лонгфелло увлекался историей колонизации Америки, познакомился с легендами и преданиями индейцев,
что отразилось в его творчестве.
Слайд 4«Песнь о Гайавате» - это великий гимн миру.
Поэма «Песнь о
Гайавате» посвящена истории Америки. Она появилась в 1855 году и принесла автору широкую известность.
Слайд 5 И. А. Бунин перевёл «Песнь о Гайавате» на русский язык. Его перевод
до сих пор считается лучшим и непревзойдённым.
Слайд 6Действие поэмы происходит в стране Оджибуэев, на южном берегу Верхнего Озера,
между Живописными Скалами и Великими Песками
Слайд 7В центре поэмы - образ народного героя индейца Гайаваты. Гайавата -
историческое лицо, он жил в XV веке, происходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ
Слайд 8Кто такой Гайавата?
Гайавата в мифологии ирокезов - легендарный вождь и пророк.
Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.
Слайд 9 Какими качествами наделён герой?
Герой наделён такими
качествами как, смелость, отважность, грамотность, способность к врачеванию, любовь к животным и природе.
Подумайте, с какими мифологическими персонажами можно сравнить Гайавату?
Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев - Геракла, Персея, Тезея, Антея.
Слайд 10Какие подвиги этих героев напоминают подвиги Гайаваты?
Сражение со страшными чудищами, помощь
людям, совершение подвигов во благо людей - все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.
Слайд 11Вспомните, с кем сражались былинные богатыри, герои русских народных сказок. Кто
помогал им? Кто помогает Гайавате?
Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой.
Им помогали животные, волшебные предметы - ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.
Слайд 12Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и
сюжетами из индейских преданий.
Произведение Г. У. Лонгфелло построено на мифологическом сюжете. В нем нашли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испытание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы.
Слайд 13Какую роль играет мир природы в "Песни о Гайавате"?
Мифологические представления индейцев
складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотделим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа дает ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям - Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.
Слайд 14Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех
стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологических мотивов - мотив сотворения мира.
Слайд 15Сотворение мира - это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса
и рыболовные места.
Слайд 16Какое значение имеет образ певца (музыканта Навадаги) в поэме? В каких
произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих повествование?
С образами певцов, от лица которых ведется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведениях. Это Боян в "Слове о полку Игореве", гусляры в "Песне про купца Калашникова…"
М. Ю. Лермонтова.
Слайд 17Почему Лонгфелло назвал свое произведение песнью?
Песнь - одна из самых древних
форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, героические деяния великих предков. Народ слагает песнь тогда, когда испытывает сочувствие к герою.
Слайд 18Гайавата в поэме Лонгфелло - это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость,
но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.
Слайд 19 Поэт наделяет его сказочно-мифологическими чертами.
Божественное рождение, смерть матери, прекрасной Веноны, воспитание на
лоне природы, поиски отца, единоборство с ним, подвиги во имя народа, победы над Мише-Намой (Осетром), Мише-Моквой (Медведем), Меджисогвоном (Волшебником)
Слайд 20Какую роль играет мир природы в произведении?
Мир природы в произведении
играет огромную роль, так как герой полностью сливается с окружающим миром
Слайд 21Изобразительные средства языка
Эпитеты: стрела – певунья, шумом, диким и стозвучным, напевам
сладкозучным
Сравнения: И колени чародея, как тростник, затрепетали
Метафоры: Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало. И родился сын печали…
Олицетворения: В гневе солнце заходило. А луна, ночное солнце, вдруг восстала из засады
Гипербола: И начался бой великий….от восхода до заката – целый день он длился. И тяжелый томогаук: раздроблять он мог утесы..
Повторы: Отомсти врагу Накомис
Отомсти врагу народа
Слайд 22 Образные выражения:
И родился сын печали,
Нежной
страсти и печали,
Дивной тайны - Гайавата.
Звукопись:А они, свирепо ежась,….отвечали Гайавате:
«Отступи, о Шагодайя!»
Цветопись: там озера смоляные
разливаются, чернея,
До багряных туч заката
Слайд 23О главе « Трубка мира»?
Трубка – традиционный атрибут быта североамериканских индейцев.
С трубкой они никогда не расставались, с ней шли на переговоры, ее берегли и передавали в наследство. Трубка - это воплощение идеи единения и взаимопонимания для всех народов.
Слайд 24Домашнее задание
Прочитать главу «Трубка мира»
Ответить на вопросы:
« Почему
с нее Лонгфелло начинает свой рассказ о Гайавате?»
« Как глава «Трубка мира» вписывается в повествование?
Слайд 25Источники интернета:
https://ds03.infourok.ru/uploads/doc/0f53/00008482-a8f72656.docx
http://www.sochuroki.com/voprosy-i-otvety-k-poeme-g-longfello-pesn-o-gajavate/
https://yandex.ru/images/search?p=21&text
Слайд 26Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Слайд 27 http://gushrustal.ru/pictures/crystal_pen_with_ink_2.jpg
чернильница с пером
http://www.baygri.com/wp-content/uploads/2013/01/gorsel.jpg
перо
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg
грамота (для создания рамки)
http://www.avosplumes.fr/Files/plume_legrand_grande.png
перьевая ручка
Интернет – ресурсы: