Слайд 1Акимушкина Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ»Школа
№34» г.Рязани
Презентация к урокам литературы в 6 классе по Древнеславянской мифологии
Слайд 5Существа низшего уровня
Банник или баенник.
Кикимора.
Леший.
Птица Гамаюн.
Слайд 6Перун и Велес
Бог войны и противостояния Перун (любимый бог викингов-варягов)
и
бог домашнего скота Велес (самый почитаемый бог славян).
Слайд 7Берегиня
Одними из первых, кому первоначально славяне начали приносить жертвы, стали упыри
и берегини.
Слайд 8БЕЛБОГ
БЕЛБОГ — хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и
Чернобог — божества дневного света и тьмы, добра и зла.
Слайд 9ВОЛОС (Велес)
ВОЛОС (Велес, Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель,
который покрывает небо дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивает его облачным руном, выгоняет на небесные пастбища облачные стада.
Слайд 10ДАЖЬБОГ
ДАЖЬБОГ (Дажбог, Дашуба) — Солнце, сын Сварога: «и после (после Сварога)
царствова сынъ его именем Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце-царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бе бо муж силен» (Ипатьевская летопись).
Слайд 11ДИВ
ДИВ — небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и создатель
молний (тождествен Световиту и Сварогу).
Слайд 12ДОБРОГОСТ
ДОБРОГОСТ — у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов -
нечто вроде античного Гермеса (Меркурия).
Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.
Слайд 13ДОЛЯ и НЕДОЛЯ
ДОЛЯ — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.
Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.
Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.
Слайд 14ДРЕВОБОГ
ДРЕВОБОГ — лесное божество, благодаря которому всё в Природе цветёт и
зеленеет.
Слайд 15ЗЕВАНА
ЗЕВАНА (Дзевана) — юная и прекрасная богиня лесов и охоты, которая
любит охотиться в светлые лунные ночи; с оружием в руках мчится она на борзом коне по лесам, сопровождаемая ловчими псами, и гонит убегающего зверя.
Слайд 16КУПАЛО
КУПАЛО (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.
«Купало,
яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».
Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
Слайд 17ЛЕЛЬ
ЛЕЛЯ (Лелия, Лелио, Лель, Ляля) — божество весны и молодости из
свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви.
Иногда изображался он в виде златовласого пламенного крылатого младенца. Он метал из рук искры, воспламеняя любовь.
Слайд 18МАГУРА — Дочь громовержца Перуна, облачная дева.
Прекрасная, крылатая, воинственная Магура
сродни скандинавской валькирии. Сердце ее навеки отдано ратникам, богатырям.
На поле брани Магура подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца
Слайд 19МОКОШЬ
МОКОШЬ (Макоша, Макеша) — одна из главных богинь восточных славян, жена
громовержца Перуна.
Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Мокошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.
Слайд 20Морана
МОРЕНА (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и
ночи. Она олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.
Слайд 21Водяной
МОРСКОЙ ЦАРЬ (Водяной, Поддонный, Чудо-Юдо)— владыка всех вод на земле; здесь
идея всесветного воздушного океана сливается с великими водами, омывающими земную поверхность; Перун дождящий переходит в властителя морей, рек, источников: падая долу, заставляя прибывать воды источников и производя новые ручьи, дождь стал рассматриваться как тот первоначальный элемент, из которого создались все земные водохранилища.
Слайд 22ПЕРУН
ПЕРУН (Перен, Перкун) — бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает
страх и трепет.
Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.
Слайд 24ПЕРУНИЦА
ПЕРУНИЦА — одно из воплощений богини Лады, супруги громовержца Перуна.
Ее
порою называют дева-громовница, как бы подчеркивая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Здесь подчеркивается ее воинственная сущность, именно поэтому столь часто упоминание о деве-воительнице в ратных
заговорах
Слайд 25ПЕРУН-СВАРОЖИЧ
ПЕРУН-СВАРОЖИЧ — другой сын Сварога-неба, огонь-молния. Молнии были его оружие —
меч и стрелы; радуга — его лук; тучи — одежда или борода и кудри; гром — далеко звучащее слово, глагол божий, раздающийся свыше; ветры и бури — дыхание; дожди — оплодотворяющее семя.
Слайд 26ПОСВИСТ
ПОСВИСТ (Похвист, Позвизд) — свирепый бог непогод и бурь: «Там Посвист;
бурями, как ризой, вкруг увитый...».
Имеет вид свирепый, волосы и бороду всклокоченную, епанчу долгую и с крыльями нараспашку.
Киевляне распространяли власть его; они почитали его не только богом бурь, но еще и всяких воздушных перемен, как добрых, так и худых, полезных и вредных.
Слайд 27РАДИГОСТЬ
РАДИГОСТЬ (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и
вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.
Слайд 28Бог Род
РОД — наиболее древний бог славян, зримого обличья не
имеющий (нечто вроде наполняющего пространство физического гравитационного или электромагнитного поля); верховный языческий бог (в т.ч. у славян), всеобъемлющий и всеобъединяющий святой дух.
Много позднее на основе этого очень древнего языческого бога возникло понятие ипостаси христианского Бога — Святого Духа, а также мусульманского Аллаха.
Род — Бог Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому,
Слайд 29СВАРОГ
СВАРОГ — верховный владыка Вселенной, родоначальник прочих светлых богов или, как
называли его славяне — великий, старый бог, прабог, в отношении к которому все другие стихийные божества представлялись его детьми, прибогами (т.е. младшими, от него происшедшими).
От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод.
Слайд 30СВАРОЖИЧ
СВАРОЖИЧ — огонь, сын неба-Сварога.
Слайд 31СЕМАРГЛ
СЕМАРГЛ (Сим-Рьгл, Переплут) — бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между
людьми и небесными богами; божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона.
Древнейшее божество, восходящее к берегиням, священная крылатая собака, охранявшая семена и посевы. Как бы олицетворение вооруженного добра.
Слайд 32СТРИБОГ
СТРИБОГ (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в
бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога.
В народе верят, что теплые, весенние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых. В русских заговорах произносится заклятие против «чорта страшного, вихоря буйного,.. змея летучаго, огненного».
Слайд 33МАТЬ СЫРА-ЗЕМЛЯ
СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ — богиня земли, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее
Небо обнимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод.
Не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодной.
Слайд 34ТРИГЛАВ
ТРИГЛАВ — главное языческое божество многих племен древних славян, владыка трех
царств: неба, земли и ада (т.е. воздушного царства, облачных подземелий и грозового пекла).
Слайд 35ХОРС
ХОРС (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска.
Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром.
Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хоре упоминается именно в связи с югом, с Тмутараканью.
Слайд 36ЧЕРНОБОГ
ЧЕРНОБОГ — ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Чернобог
изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше — к нанесению всяких зол.
Слайд 37ЧУР
ЧУР (Цур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей. Его
просили о сохранении межей на полях.
Слово «чур» и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр и т.д. («Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). Он же определяет количество и качество необходимой работы . («Через чур!»).
Чурка — деревянное изображение чура. Чур — древнее мифическое существо.
Слайд 38ЯРИЛО
ЯРИЛО (Яр, Яровит, Руевит) — бог весенних гроз, олицетворяет собою оплодотворяющую
силу весеннего Перуна. Он совмещает в себе понятия: весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; любовной страсти, похотливости и плодородия — понятия, неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений.
Корень слова «яр» связывался с мужской силой.
В «Слове о полку Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей.