Презентация, доклад к уроку литературы А. Платонов (биография)+ Неизвестный цветок

Содержание

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками... И есть - опережающие время, до которых надо еще тянуться...» (В. Шенталипский. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонек, - 1990, № 19).

Слайд 1Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок
подзаголовок « Сказка-быль»

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветокподзаголовок « Сказка-быль»

Слайд 2«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками... И

есть - опережающие время, до которых надо еще тянуться...» (В. Шенталипский. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонек, - 1990, № 19).
«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками... И есть - опережающие время, до которых

Слайд 3Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899-1951) Платонов – псевдоним писателя, взят по имени отца

Платона Фирсовича Климентова.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899-1951)  Платонов – псевдоним писателя, взят по имени отца Платона Фирсовича Климентова.

Слайд 4Родился 1 сентября 1899 года в Воронеже.

Родился 1 сентября 1899 года в Воронеже.

Слайд 5Почему писатель взял псевдонимом имя отца?
Отец, Платон Федорович Климентов, был железнодорожным

мастером. Он родился в 1870 году, а умер в 1952-м, около полувека проработав машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потеряв зрение и слух. Талантливый самоучка, славившийся среди рабочих изобретательным умом, Платон Федорович пользовался в мастерских большой популярностью и общим уважением.
Почему писатель взял псевдонимом имя отца?Отец, Платон Федорович Климентов, был железнодорожным мастером. Он родился в 1870 году,

Слайд 6Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря

на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.
Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым,

Слайд 7Жизнь А.Платонова прошла через большую историю:
первая мировая война 1914 -1918 гг
революция

1917 г
гражданская война 1918 – 1920 г
восстановление хозяйства -
коллективизация деревни -
Жизнь А.Платонова прошла через большую историю:первая мировая война 1914 -1918 ггреволюция 1917 ггражданская война 1918 – 1920

Слайд 8«Я жил и томился, - писал А. Платонов в 1922 году

жене и другу М. А. Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

он испытал и тяжесть нищенской сумы за плечами (одно время семья состояла из 10 человек, а работал только отец),
горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умерли младшие братья и сестры);
подростком познал непосильный труд,
участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни.

«Я жил и томился, - писал А. Платонов в 1922 году жене и другу М. А. Платоновой,

Слайд 9В 1924 году Платонов окончил Воронежский политехникум, некоторое время учился на

историко-филологическом факультете университета.
В 1924 году Платонов окончил Воронежский политехникум, некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета.

Слайд 10Он работал инженером, мелиоратором, журналистом.
Мелиорация - организационно-хозяйственная и техническая

работа по улучшению и повышению использования земельных и водных ресурсов для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Мелиорация - организационно-хозяйственная и техническая работа по улучшению и повышению использования земельных

Слайд 11Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным журналистом, сотрудничал в

«Красной звезде».
Во время Великой Отечественной войны Платонов был военным журналистом, сотрудничал в «Красной звезде».

Слайд 12Умер А. Платонов 5 января 1951 года, как считают, от туберкулеза,

которым заразился, ухаживая за сыном. Приблизили его конец и тяжелые ранения, полученные на войне.

Памятник А.А.Платонову в Воронеже.

Умер А. Платонов 5 января 1951 года, как считают, от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за сыном. Приблизили

Слайд 13Идеи творчества:

Идеи творчества:

Слайд 14- Кто заметил в статье учебника, прочитанной дома, ещё одно название

жанра?
- Кто-нибудь поинтересовался, что это за жанр? А ещё можно сказать «нравственный урок».
Притча создана писателем в 1950 году. Посмотрим на годы жизни. В какой период творческого пути создана сказка? Это своеобразный итог жизни писателя. Сказку он написал для дочки, это его завещание ей.

Притча – это ………
Завещание – это ………

- Кто заметил в статье учебника, прочитанной дома, ещё одно название жанра?- Кто-нибудь поинтересовался, что это за

Слайд 15Беседа по вопросам.

- Кого бы вы назвали главным героем сказки?

Где отражено?

Главный герой сказки – цветок.

Это отражено в названии.

Беседа по вопросам.  - Кого бы вы назвали главным героем сказки? Где отражено? Главный герой сказки

Слайд 16- Обратимся к началу сказки. Прочитайте 2 первые фразы: «Жил на

свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

Каким чувством пронизаны эти строчки?

Строчки пронизаны грустью, печалью, тоской, одиночеством.

- Обратимся к началу сказки. Прочитайте 2 первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не

Слайд 17- Найдём ключевые слова в этих двух предложениях, которые помогут нам

понять настроение автора?
Какую картину вы бы нарисовали по этим ключевым словам? (Словесное рисование).

Маленький – никто – на земле. Это ключевые слова первых строчек.

Словесное рисование.

- Найдём ключевые слова в этих двух предложениях, которые помогут нам понять настроение автора?Какую картину вы бы

Слайд 18Какое прилагательное хочется добавить к слову земля?
Цветок маленький - земля

огромная. Маленький цветок на огромной Земле.
Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? Цветок маленький - земля огромная. Маленький цветок на огромной Земле.

Слайд 19Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос:

«Как тебя зовут?»

Меня никто не зовёт, я один живу.
Он переосмысляет глагольную форму множественного числа «зовут» в форму единственного числа «никто не зовёт». Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» Меня никто не

Слайд 20 Мир Платонова – мир всеобщего сиротства. Одиноки люди, особенно дети,

одиноки растения и животные. «Мир словно разбит на кусочки».
Мир Платонова – мир всеобщего сиротства. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. «Мир словно

Слайд 21- И вот появляется в сказке девочка Даша. Почему Даше были

так близки и понятны чувства цветка?

«Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери».
Девочка особенно остро почувствовала одиночество цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой.

- И вот появляется в сказке девочка Даша. Почему Даше были так близки и понятны чувства цветка?

Слайд 22Давайте вспомним, как помогли дети цветку?
Обратите внимание: поддержали маленький и

одинокий цветок в трудную минуту именно дети, то есть именно детям автор предоставляет право изменить несовершенство мира. Почему?

Дети добры, не жестоки, не испорчены, чисты; поэтому они особенно остро чувствуют всеобщее сиротство.

Давайте вспомним, как помогли дети цветку? Обратите внимание: поддержали маленький и одинокий цветок в трудную минуту именно

Слайд 23Как описывает Платонов расцветший цветок?
«Венчик у него был составлен из

лепестков простого и светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».
Как описывает Платонов расцветший цветок? «Венчик у него был составлен из лепестков простого и светлого цвета, ясного

Слайд 25С чем сравнивается цветок?
Со звездой.
Это сравнение неслучайно. В статье «О

любви» Платонов пишет: «Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьётся и дышит в звёздах и траве».

Как вы понимаете смысл этих слов?

С чем сравнивается цветок? Со звездой.Это сравнение неслучайно. В статье «О любви» Платонов пишет: «Человек и Вселенная

Слайд 26Символ распавшейся Вселенной – пустырь.
Человек, природа, вся Вселенная – это единое

целое. И если во Вселенной непорядок - что является в рассказе символом распавшейся Вселенной?
Символ распавшейся Вселенной – пустырь.Человек, природа, вся Вселенная – это единое целое. И если во Вселенной непорядок

Слайд 27Что может спасти распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству?
Кажется, сложный вопрос.

Но давайте подумаем, что сделали дети с пустырём?

Они преобразили (изменили) его своим трудом.

Итак, первое ключевое слово – труд.

Что может спасти распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству?Кажется, сложный вопрос. Но давайте подумаем, что сделали дети

Слайд 28- А почему они это сделали?
Они пожалели и полюбили цветок.
Второе

ключевое слово – любовь.

Значит, что спасёт Вселенную, по мнению Платонова …….

Любовь и Труд.

- А почему они это сделали? Они пожалели и полюбили цветок.Второе ключевое слово – любовь. Значит, что

Слайд 29Платонов пишет, что земля на пустыре будет доброй? Что это значит?


Конечно, первое значение слова «добрая» - удобренная;
а второе значение – значит незлая, исчезнет зло.

А для преодоления зла что нужно? Одна девочка справилась бы?

Платонов пишет, что земля на пустыре будет доброй? Что это значит? Конечно, первое значение слова «добрая» -

Слайд 30Для преодоления зла люди должны объединиться. Какие люди могут победить зло? В

рассказе Платонова это кто? Какие у них сердца?

Зло могут победить дети. У них добрые сердца.

Для преодоления зла люди должны объединиться.  Какие люди могут победить зло? В рассказе Платонова это кто?

Слайд 31Скажите, какой была жизнь цветка?

Почему?


Автор несколько раз подчёркивает, что поможет

цветку преодолеть все препятствия?
А кроме физической силы, что ещё нужно, чтобы преодолеть все трудности?

Жизнь цветка была трудной.

Потому что он постоянно сопротивляется таким враждебным силам, как голод, боль, усталость, то есть он постоянно трудится.
Только напряжённый, мучительный труд.

Нужна сила духа.


Скажите, какой была жизнь цветка?Почему? Автор несколько раз подчёркивает, что поможет цветку преодолеть все препятствия? А кроме

Слайд 32В этой чудесной сказке необычный герой — цветок — думает, размышляет,

старается выжить среди камней. Рассказывает о нем писатель тоже необычно. Попробуйте объяснить слова, словосочетания и скажите, что в них непривычно звучит: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Цветок, однако, не хотел жить печально». Почему ребята любовались цветком как героем?
В этой чудесной сказке необычный герой — цветок — думает, размышляет, старается выжить среди камней. Рассказывает о

Слайд 33Перечитаем два последних абзаца. В конце сказки цветок погибает. Можем ли

мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему?

Он прожил не зря. Он нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильными и прекрасным.

Перечитаем два последних абзаца. В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою

Слайд 34Обобщение.
Мечту о чём высказал Платонов в своей сказке?
В сказке о

неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о прекрасном будущем человечества.
Обобщение. Мечту о чём высказал Платонов в своей сказке?В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную

Слайд 35Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала.
Так на чём же

должно держаться это будущее? Что лежит в основании этого будущего?
Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым?

Любовь, труд, единение, добро, сила духа.

Благодаря цветку-отцу.

Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала.Так на чём же должно держаться это будущее? Что лежит

Слайд 36Так происходит и среди людей. Прекрасно, если дети вырастают умнее, красивее,

лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего?

Люди будущего не должны забывать о родителях, о предках. В совершенном обществе должна быть свята память о предках.

Так происходит и среди людей. Прекрасно, если дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком

Слайд 37Такие ценности завещал Платонов не только своей дочке, но и всем

читателям.
Такие ценности завещал Платонов не только своей дочке, но и всем читателям.

Слайд 38Закрепление знаний, проверка знаний.
У цветка было личное пространство – пустырь.

Был ли счастлив цветок?
Почему?
А что сделало его счастливым?
-Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым?
Понятно ли из рассказа, в какое время происходит действие в нём?
Почему?

Нет.

Он был одинок.

Пришли дети «с добром» и спасли цветок.

Добрым.


Нет, время действия неопределённо.

Потому что счастье цветка не зависит от времени, в котором он живёт.




Закрепление знаний, проверка знаний. У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? Почему? А

Слайд 39Обобщение.
Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о

цветке или о человеке?
А любой ли человек остаётся в памяти людской?

Автор думал о человеке.


Нет. Который что-то полезное делает для своего времени.

Обобщение. Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? А любой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть