Презентация, доклад к уроку литературы. 9 класс. М.В.Ломоносов

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе

Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы  в 9 классе

Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Слайд 3Биография М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в

Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина, Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской
Руси.
Биография М. В. Ломоносова   Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка

Слайд 4 В 19 лет тайком от отца
М.В.Ломоносов
отправляется из деревни
Холмогоры в Москву

и
поступает в Славяно –
греко – латинскую
академию и становится одним из лучших учеников.

Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

В 19 лет тайком от отцаМ.В.Ломоносовотправляется из деревниХолмогоры в Москву ипоступает в Славяно –греко – латинскую

Слайд 5 В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в Германию
для

изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком,
профессором химии.
В 1736 году Михаила Васильевичапосылают в Германиюдля изучения горного дела. Вернувшись в Россию,

Слайд 6Круг интересов Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника, горное
дело, геология, металлургия,
производство

стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил
значительный след.
Круг интересов Ломоносовабыл очень широк: физика,химия, астрономия,математика, техника, горноедело, геология, металлургия,производство стекла,мозаичное производство,география физическая иэкономическая, история, филология,

Слайд 7Открытия Ломоносова
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
Развивал атомно-молекулярные представления о строении

вещества /Физика/
Создал ряд оптических приборов.
Открыл атмосферу на Венере.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Открытия ЛомоносоваОрганизовал первую в России химическую лабораторию./Химия/Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /Физика/ Создал ряд оптических приборов.

Слайд 822 года работал в Академии наук, выступал с крупными работами по

химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты
22 года работал в Академии наук,  выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и

Слайд 9Мозаичная картина Ломоносова
Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую

Слайд 10В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан

Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц,

Слайд 11Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 12
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией.

Опираясь на опыт античной и европейской литературы, создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской

Слайд 13Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной,

художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Теория трех стилейМихаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на

Слайд 14изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                     
.
Высокий стиль

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                      .Высокий стиль

Слайд 15изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Средний

стиль
изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)Средний стиль

Слайд 16-допускал изображение обыденной жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии, басни,
сатирические стихотворения)
Низкий

стиль
-допускал изображение обыденной жизни с использованиемживой разговорной речи(комедии, басни,сатирические стихотворения) Низкий стиль

Слайд 17Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском

языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат

Слайд 18Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя

утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

1747

Поэтическое творчество занималобольшое место в духовном миреЛомоносова. « Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике».

Слайд 19 Мы и не замечаем, что многие из научных

выражений, применяемых нами сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,
законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.

Реформа стихосложения

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами сегодня, составлены по

Слайд 20В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили

собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий

Слайд 21До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески

– слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке

Слайд 22Лице своё скрывает день…
_ _ _ _ _ _ ямб

(ударение на 2ой слог ).
Буря мглою небо кроет…
_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).

Двусложные размеры стиха

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ).Буря мглою

Слайд 23Ночною темнотою покрылись небеса
_ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _
-) дактиль _ _ _
-) анапест _ _ _
-) амфибрахий _ _ _

Трёхсложные размеры стиха

Ночною темнотою покрылись небеса_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -)

Слайд 24 Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими

поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского

Слайд 25Дом-музей Ломоносова

Дом-музей Ломоносова

Слайд 26Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания русского
общества

и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Личность Ломоносова, его научная и литературнаядеятельность сыгралипервостепенную роль вразвитии сознания русскогообщества и оставилиглубокий след в историирусской культуры.

Слайд 27Могила М.В.Ломоносова

Могила М.В.Ломоносова

Слайд 28Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие

достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Награды имени Ломоносова   Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской,

Слайд 29Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах

от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века



Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть