Слайд 1Презентацию составила ученица 9х класса
МКОУ СОШ с УИОП имени Алексея
Некрасова
Голованова Ольга
Руководитель Ерофеевская Нина Алексеевна.
Пушкин-лицеист
Слайд 2«Пушкин-лицеист»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
–
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Слайд 3Пушкинский выпуск
Бакунин Александр Павлович.
Броглио Сильверий Францевич.
Вольховский Владимир Дмитриевич,
Суворочка.
Горчаков Александр Михайлович, Франт.
Гревениц Павел Федорович, Бегребниц.
Гурьев Константин Васильевич.
Данзас Константин Карлович, Медведь.
Дельвиг Антон Антонович, Тося.
Слайд 4Есаков Семен Семенович.
Илличевский Алексей Демьянович, Олосенька.
Комовский Сергей Дмитриевич, Лисичка, Смола.
Корнилов Александр
Алексеевич, Мосье.
Корсаков Николай Александрович.
Корф Модест Андреевич, Модинька.
Костенский Константин Дмитриевич, Старик.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович, Кюхля.
Ломоносов Сергей Григорьевич, Крот.
Малиновский Иван Васильевич, Казак.
Слайд 5Мартынов Аркадий Иванович.
Маслов Дмитрий Николаевич, Карамзин.
Матюшкин Федор Федорович, Плыть хочется.
Мясоедов Павел
Николаевич, Мясожоров.
Пушкин Александр Сергеевич, Француз, Егоза.
Пущин Иван Иванович, Большой Жанно.
Ржевский Николай Григорьевич, Дитя, Кис.
Саврасов Петр Федорович, Рыжий.
Стевен Федор Христианович, Швед.
Тырков Александр Дмитриевич, Кирпичный брус.
Слайд 6Юдин Павел
Яковлев Михаил Лукьянович, Паяс.
Царскосельский лицей. Рисунок А. Пушкина в
черновике VII главы «Евгения Онегина», 1831
Слайд 7ДЕЛЬВИГ– лицейский товарищ Пушкина и один из любимейших его друзей. Еще
в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение «К Пушкину» – первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие. С 1824 года Дельвиг издает альманах «Северные цветы», а с 1830 года «Литературную газету»; в обоих изданиях Пушкин принимает деятельное участие.
Пушкин и Дельвиг
Слайд 8Пушкин и Кюхельбекер
КЮХЕЛЬБЕКЕР – поэт-декабрист, лицейский товарищ Пушкина. Был крайне вспыльчив,
самолюбив, болезнен и неловок. Пушкин, может быть один из первых, сумел разглядеть и оценить за смешной внешностью благородство и бескорыстие «Кюхли», его поразительную начитанность, его страстную приверженность поэзии, философии, всему высокому и прекрасному..
Слайд 9Пушкин и Пущин
Пущин для лицеистов — олицетворение ума, совести, справедливости и
благородства. Это общий любимец. Пушкин, большой озорник и насмешник, нравился далеко не всем. Он любил задирать товарищей, а потом сам мучился от размолвок с ними. И Пущин помогал Пушкину найти выход из положения.
Слайд 10Пушкин и Илличевский
ИЛЛИЧЕВСКИЙ – товарищ Пушкина по Лицею, где первое время
был его соперником по стихотворному мастерству, особенно выделяясь эпиграммами, а потом – один из усердных переписчиков стихотворений Пушкина для рукописных сборников. Пушкин так охарактеризовал его поэзию: «Стихотворения посредственные, заметные только по некоторой легкости и по чистоте мелочной отделки»
Слайд 11Пушкин и Чаадаев
В последние годы пребывания в школе Пушкин сблизился в
Царском с некоторыми из офицеров лейб-гусарского полка. Из них один особенно, П. Я. Чаадаев, имел на юношу большое влияние, сохранившееся потом чуть ли не на всю жизнь. В известном послании с юга поэт связывает с именем Чаадаева все лучшие свои воспоминания о Царском; он ставит под эгиду своего друга и вдохновенный труд, и жажду размышлений, и стремления свои сравняться с веком по образованию.
Слайд 12Пушкин и Горчаков
Получил воспитание в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина..
В юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему), до поздней старости отличался теми качествами, которые считались наиболее необходимыми для дипломата.
Слайд 13Василий Фёдорович Малиновский
На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной
жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский. Он относился к мальчикам, как к членам своей семьи, не делая никаких различий, порой даже был излишне строг к сыну Ивану.
Слайд 14Царскосельский лицей
Наряду с существовавшими гимназиями и университетами, появляется проект открытия еще
одного заведения - особой школы, в которой за более короткий срок учащиеся получали бы образование, приравненное к университетскому.
Это должна была быть школа нового типа, "соединяющая в себе несравненно более видов, чем все наши университеты", - писал М.М. Сперанский. Ему и принадлежала идея создания этого учебного заведения.
Слайд 15Распорядок дня
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем,
повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках.
Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни.
Слайд 16Экзамены
Зимой 1815 года в Лицее соберутся гости, родные, знакомые на публичные
испытания воспитанников. Экзамены станут значительным событием их жизни, а для Александра Пушкина - первым публичным поэтическим успехом. В присутствии маститого поэта - Державина Г.Р. Пушкин читает свои "Воспоминания в Царском Селе".
"Читал Пушкин с большим оживлением. Слушая знакомые стихи мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать его... мы все под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали", - напишет в своих поздних записках Пущин, как бы снова переживая события юности.
Слайд 17Творчество лицеистов
В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых
дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Алексея Илличевского, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.
Слайд 18Творчество Пушкина
Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись в кипучей энергии. Даже на прогулках,
даже во время молитвы поэту приходили в голову разные поэтические вымыслы.
В стихотворном послании к одному из учителей ( «Моему Аристарху», 1815 г. ) сам Пушкин пишет о том, как у него рождаются стихи.
Сижу ли с добрыми друзьями,
Лежу ль в постели пуховой,
Брожу ль над тихими водами
В дубраве темной и глухой
Задумаюсь – взмахну руками,
На рифмах вдруг заговорю. . .
Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растет, как богатырь, не по дням, а по часам. Уже в этих стихах проявляются особенности языка Пушкина: ясность, меткость, выразительность.
Слайд 19Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготовлен к высокому назначению
поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием «отчизне посвятить души прекрасные порывы».
9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт покинул стены школы. Он вступил в жизнь.
Слайд 21Информационные ресурсы
www.rus.1september.ru
www.library.purpe.ru
Гастфрейнд Николай. Товарищи Пушкина по императорскому царскосельскому лицею. Т. 1-3.
Спб., 1911-1913.
Грот Я. К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Спб., 1899.
Н.Я. Эйдельман. Прекрасен наш союз. . . 1979.