Презентация, доклад к уроку Комплексный анализ текста

Содержание

Сергей Довлатов

Слайд 1Подготовка к ГИА
Тема:
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
(в рамках подготовки к ГИА)
(отрывок из

критической статьи С. Д. Довлатова «Это непереводимое слово «хамство»)
Урок русского языка, 9 класс

Составила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ 79 Орджоникидзевского района г.Уфа
Гайсина С.Ш.
Подготовка к ГИАТема:«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»(в рамках подготовки к ГИА) (отрывок из критической статьи С. Д. Довлатова «Это

Слайд 2Сергей Довлатов

Сергей Довлатов

Слайд 3С.Довлатов (1941-1990)
по паспорту Довлатов - Мечик, родился в Уфе. В

этом году исполнилось 70 лет со дня рождения С.Д.Довлатова. С 1944года он жил в г. Ленинграде. С1972-1975 жил в Эстонии. Прозаик, журналист, яркий представитель третьей волны русских эмигрантов. Произведения Довлатова- прозаика не издавались в СССР. В 1978 г. эмигрировал в Вену, затем в США. Довлатов стал вторым после В.Набокова русским писателем , печатавшимся в журнале « Нью-Йоркер »
С.Довлатов (1941-1990) по паспорту Довлатов - Мечик, родился в Уфе. В этом году исполнилось 70 лет со

Слайд 4 Основные произведения писателя :
«Зона: записки надзирателя», «Заповедник»(первое произведение, изданное

на родине), «Компромисс», «Не только Бродский» и др., писал рассказы, новеллы, пьесы, критические статьи на литературные темы) Справка***(Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение в другую страну для постоянного или временного проживания ).
Основные произведения писателя : «Зона: записки надзирателя», «Заповедник»(первое произведение, изданное на родине), «Компромисс», «Не только

Слайд 5Текст
1.Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском ***

университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий -«интеллигенция», «пошлость», »мещанство» и «хамство».2.Говорят, с « интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать ,что означает слово «хамство»,так и не смог.3.Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство»,которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
4.Наглость- это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее - форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо можно даже по форме- крикливо, резко, и претенциозно.
5.Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого суждения, при этом всё-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом.6.Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют им какой-то шанс, надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

7.Помню, еду в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что- то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!».8. А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» 9.Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. 10.То есть - имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.
11.С хамством же всё иначе. 12.Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. 13.И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность. 14.Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. 15.Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство -это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного- слабому », потому что хамство - это беспомощность одного и безнаказанность другого , потому что хамство - это неравенство.

Корнелльский (автор.Корнельский)

Текст1.Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском *** университете юным американским славистам, бился в

Слайд 6Словарная работа

*** Славистика (славяноведение) - наука, изучающая языки,

литературы, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов
*** В. Набоков - русский и американский писатель, прозаик, поэт, переводчик, драматург, литературовед
***Корнелльский университет - один из крупнейших и известнейших университетов США
***Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин введён в обиход писателем Боборыкиным в 60-х г.г.19 в.
***Мещанство- 1 низший разряд город.обывателей.2.здесь:собир.знач. люди с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором.
Словарная работа  *** Славистика  (славяноведение) - наука, изучающая языки, литературы, фольклор, историю, материальную и духовную

Слайд 71. Назовите проблемы, поднимаемые автором.
2.Авторская позиция по основной проблеме текста
3.Согласны ли

вы, что проблема, которую автор поднимает в тексте , актуальна в современном обществе?
1. Назовите проблемы, поднимаемые автором.2.Авторская позиция по основной проблеме текста3.Согласны ли вы, что проблема, которую автор поднимает

Слайд 84.Могли бы вы согласиться, что хамство «непобедимо,….с ним невозможно бороться,…перед ним

можно только отступить»?
5. «В безнаказанности всё дело…», - говорит автор. Согласны ли вы с автором? Можно ли изменить общество, повысить морально-эстетическую культуру? Какие пути для этого вы можете предложить?
6 «Хамство- беспомощность», «хамство- неравенство».Объясните, что имел в виду автор? Приведите примеры на основе жизненных наблюдений
4.Могли бы вы согласиться, что хамство «непобедимо,….с ним невозможно бороться,…перед ним можно только отступить»?5. «В безнаказанности всё

Слайд 9ТЕСТ Часть А
А 1 На какой вопрос в тексте

нет ответа?

1 Набоков затруднился объяснить, что такое « хамство»
2Хамство непобедимо, перед ним можно только отступить.
3 Грубости и хамству не будет места в нашем обществе.
4.Грубость, хамство травмируют окружающих

А 2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово стушевались» (предложение 9)

1незаметно исчезнуть, удалиться совсем
2смутиться, прийти в замешательство
3стушеванный, затушевать
4образовать постепенный переход от тёмного к светлому
ТЕСТ   Часть АА 1 На какой вопрос в тексте нет ответа?	1 Набоков затруднился объяснить, что

Слайд 10А3Назовите основное средство выразительности в тексте, которое основано на повторении одного

и того же слова, словосочетания; путём повторения слова выделяется ключевое понятие:
1анафора
2антитеза
3парцелляция
4лексический повтор

А4 .Укажите ошибочное суждение:
1.в слове «легко» в корне происходит оглушение звонкого согласного г
2в слове «безнаказанность» звуков больше, чем букв
3в слове «нахальство» мягкость согласного [л’] на письме обозначается звуком ь (мягкий знак)
4в слове »что» первый звук [ ш ]
А3Назовите основное средство выразительности в тексте, которое основано на повторении одного и того же слова, словосочетания; путём

Слайд 11А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1заметить 2 отличаются

3 бороться 4 касаются

А 6 В каком слове правописание согласного в приставке зависит от звонкости последующего согласного звука после приставки
1сверху 2воспользоваться 3раздался 4 обманчиво

А7 Вкаком слове правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательных,образованных от существительных с основой на –Н-?
1 неожиданно 2 безнаказанно 3 умноженные 4 законные

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне	1заметить  2 отличаются

Слайд 12Часть В
(В1)Замените разговорное слово «шпана» в предложении 7 нейтральным синонимом …
(В2)Замените

словосочетание, построенное на основе согласования «американским славистам» (в предложении 1) синонимичным словосочетанием со связью управление
Часть В(В1)Замените разговорное слово «шпана» в предложении 7 нейтральным синонимом …(В2)Замените словосочетание, построенное на основе согласования «американским

Слайд 13(В3)Укажите грамматическую основу в предложении 11
(В4)В приведенном ниже предложении из прочитанного

текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
(В3)Укажите грамматическую основу в предложении 11(В4)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

Слайд 14(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите

цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Как легко заметить,(1)грубость,
(2)наглость и нахальство,(3) не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения,(4)при этом всё-таки не убивают наповал,(5)не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом.
(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.	Как

Слайд 15(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 15
(В7)В приведенном ниже предложении

из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного подчинительной связью.
Именно в безнаказанности все дело,(1)в заведомом ощущении ненаказуемости,(2)неподсудности деяний ,(3) в том числе полнейшей беспомощности,(4)которое охватывает жертву.
(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 15(В7)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Слайд 16.(В8) Среди предложений 11- 14 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

придаточных

16.(В9)Среди предложений 1-3 найдите сложное(ые) предложение(я) с разными видами


.(В8) Среди предложений 11- 14 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных

Слайд 17Домашнее задание: Сочинение-рассуждение на тему Аргументируя свой ответ, приведите 1-2 примера из прочитанного текста
С.Довлатов

считал: «Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить»

Известный лингвист Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика- как они думают»

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение на тему Аргументируя свой ответ, приведите 1-2 примера из прочитанного текста С.Довлатов считал: «Грубость,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть