Презентация, доклад к уроку изобразительно-выразительные средства языка

Содержание

повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка;совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;продолжить подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.Цели урока:

Слайд 1Урок русского языка в 9 классе
Выполнение задания А3
(художествено-выразительные средства языка)
Урок

подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Тихомирова Т.В.

ОГКОУ Шуйский детский дом-школа
Февраль 2015 г.

Урок русского языка в 9 классе Выполнение задания А3(художествено-выразительные средства языка)Урок подготовила и провелаучитель русского языка и

Слайд 2
повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствовать навыки и умения

различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
продолжить подготовку к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Цели урока:

повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка;совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;продолжить

Слайд 3 С русским языком можно творить чудеса.  Нет ничего такого, что нельзя

было
бы передать русским языком. 
К.Г.Паустовский
С русским языком можно творить чудеса.  Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. 

Слайд 4Строение рассуждения
Тезис
Доказательства (Аргументы)
Вывод

Строение рассужденияТезисДоказательства (Аргументы)Вывод

Слайд 5Тезис
1. Я согласен с мнением писателя…
2. Я думаю, что К.Г. Паустовский

прав, говоря…
3. Трудно не согласиться с мнением писателя о том, что…
Тезис1. Я согласен с мнением писателя…2. Я думаю, что К.Г. Паустовский прав, говоря…3. Трудно не согласиться с

Слайд 6Аргументы
Во-первых, …
Во-вторых,…

АргументыВо-первых, …Во-вторых,…

Слайд 7Вывод
1.Следовательно, …
2.Можно сделать вывод, что…

Вывод1.Следовательно, …2.Можно сделать вывод, что…

Слайд 8Проверяем домашнее задание
- Как вы озаглавили текст?
- Укажите синонимы. Дайте определение.
Укажите

предложение, которое соответствует схеме:
[ ] : [ пояснение].
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
Объясните написание слов (не)знакомой, (не) замечала.
Как поставили знаки препинания в последнем предложении? «П», - а.
Проверяем домашнее задание- Как вы озаглавили текст?- Укажите синонимы. Дайте определение.Укажите предложение, которое соответствует схеме:

Слайд 9Изобразительно-выразительные средства – это обороты речи, в которых слово или сочетание

слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.
К изобразительно-выразительным средствам относятся
-тропы;
-фигуры речи;
-звукопись и др.
Изобразительно-выразительные средства – это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для

Слайд 10Эпитет - образное определение
Примеры:
Мне теперь по душе иное…
И

в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны. (С.Есенин)
…Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. (А.Ахматова)
3. И в глуши задремавшего бора
Все звенят и звенят бубенцы. (Н.Рубцов)
Эпитет - образное определениеПримеры:Мне теперь по душе иное…   И в чахоточном свете луны

Слайд 11Прочитайте текст. Найдите эпитеты.
1.Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко

стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, выдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума. (И.С.Тургенев)
2.Там, по дороге самой торной,
На ощупь двигались бы вы.
Лишь ветер мокрый, ветер черный
Средь черной рыскает травы. (В.Солоухин)

Таинственное
великолепие

Томительный
запах

Ветер мокрый
Ветер чёрный

Прочитайте текст. Найдите эпитеты. 	1.Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим

Слайд 12Олицетворение - «такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором

они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать»

Примеры:
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник. (Н.Рубцов)
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень. (З.Гиппиус)
Свирель поет: взошла звезда,
Пастух, гони стада…
И под мостом поет вода… (А.Блок)

Олицетворение -  «такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором  они наделяются свойствами живых существ

Слайд 13Прочитайте предложения и найдите олицетворения
Черные громады грузовых пароходов пробирались

сквозь дождь огней, зажмурив глаза, ослепнув от перебегающего огня, и жалобно покрикивали сиренами- просили дать дорогу. (К.Паустовский)
Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А.П.Чехов)
Прочитайте  предложения  и найдите олицетворенияЧерные громады грузовых пароходов пробирались сквозь дождь огней, зажмурив глаза, ослепнув

Слайд 14Метафора - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для

определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства

В основе метафоры может быть любое сходство: по форме, внешнему виду, цвету, действию, восприятию (впечатление, ощущение).
Примеры: стальные волны реки, льется сладкая речь, рукав реки, подножие горы, серебро седины, металл в голосе, горячая пора, черное золото; туча птиц, жемчуг инея, арбуз земли, золотые руки.

Метафора - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для определения предмета или явления на основе

Слайд 15Прочитайте предложения и найдите метафоры
1.Внезапный порывистый ливень, без грому и

без молний, только что промчался над нашей равниной. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. (И.С.Тургенев).
2. Дальний берег давно утонул в тумане, брызгах и сумерках приближавшегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и вал за валом катился в даль к озаренному еще горизонту. (В.Короленко)

Пожаром зари

Брызги вечера

Прочитайте  предложения и найдите метафоры1.Внезапный порывистый ливень, без грому и без молний, только что промчался над

Слайд 16Сравнение – сопоставление одного предмета, явления, качества, действия с другим

на основе общего признака.

Примеры:
Вода блестела, как фольга (К.Паустовский)
Мрачный ельник стеной упирается в небо (Ф.Абрамов)
Под ним струя светлей лазури. (М.Лермонтов)
Птица четко , по операциям, словно воздушный лайнер шасси, поджимает под себя сильные лапы.
Я больше всех удач и бед
За то тебя любил,
Что пожелтелый белый свет
С тобой – белей белил. (Б.Пастернак)

Сравнение – сопоставление  одного предмета, явления, качества, действия с другим на основе общего  признака. Примеры:

Слайд 17Прочитайте предложения и найдите сравнения.
1. Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные

каменья
Поднялись над пеной волн… (В.Брюсов)
2. А неба свод, глубоко-синий,-
Как купол, увенчавший храм! (В.Брюсов)
Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. (В.Солоухин)
4. Напрасно глазом - как гвоздем,
Пронизываю ночь. (М.Цветаева)
Густая роса, как крупная соль, крыла траву.
(Ф.Абрамов)

Прочитайте предложения и найдите сравнения.1. Там, где, словно ожерелья,  Многоцветные каменья  Поднялись над пеной волн…

Слайд 18Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или конкретного слова
Примеры:
Наши

потомки (внуки, дети); царь зверей (лев); автор романа «Война и мир» (Толстой), лесная флейта (иволга), ночное светило, царица ночи (луна), люди в белых халатах (врачи), каменные джунгли (город), черное золото (нефть), город на Неве (Петербург), крыша мира (Памир).
Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или конкретного словаПримеры: Наши потомки (внуки, дети); царь зверей (лев);

Слайд 19Прочитайте предложения и найдите перифразы.
1.Чудик пристроился в очередь. Впереди него

стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы - полная женщина.
(В.Шукшин)
2.Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру… (А.С.Пушкин).

3. Все, все напоминало о приближении тоскливой,
хмурой осени. И казалось, что роскошные зеленые ковры
на берегах, алмазные отражения лучей, прозрачную
синюю даль и всё щегольское и парадное природа сняла
теперь с Волги и уложила в сундуки до будущей весны.
(А.Чехов)

Прочитайте  предложения и найдите перифразы.1.Чудик пристроился в очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди

Слайд 20Метонимия – перенос названия с одного
предмета на другой на основе

их смежности

Связь может быть:

1. Между предметом и материалом

Не то на серебре – на золоте едал.

2. Между содержимым и содержащим

Я три тарелки съел.

3. Между действием и орудием

Его перо любовью дышит.

4. Между автором и произведением.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

5. Между местом и людьми

Город шумел.

(А.С. Грибоедов)

(И.А. Крылов)

(А.С. Пушкин)

(А.С. Пушкин)

(Ю. Олеша)

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежностиСвязь может быть:1. Между предметом

Слайд 21Синекдоха – разновидность метонимии
(название части предмета переносится на весь предмет и,

наоборот, название целого употребляется вместо части)

Все флаги будут в гости к нам…

(А.С. Пушкин)

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз…

(М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха – разновидность метонимии(название части предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо части)Все

Слайд 22Гипербола
Образное выражение,
состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого
Образное выражение,

состоящее в уменьшении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Обратная гипербола.

Являются средством идейно-
эмоциональной оценки предмета речи

Литота

В сто сорок солнц закат пылал

Мужичок с ноготок

(В.В. Маяковский)

(Н.А. Некрасов)

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка!

(А.С. Грибоедов)

Но её я любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!

(М. Цветаева)

ГиперболаОбразное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемогоОбразное выражение, состоящее в уменьшении размеров, силы, красоты,

Слайд 23Ирония - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением)

скрывается насмешка

Откуда, умная, бредёшь ты, голова?

(И.А. Крылов)

В этих строчках звучит тонкая насмешка над тупостью осла

Ирония - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением) скрывается насмешкаОткуда, умная, бредёшь ты, голова?(И.А.

Слайд 24Вспомним, о чём говорили на уроке
Что такое тропы?
В чём вы видите

практическое применение
данной темы?
Помогут ли вам полученные на уроке сведения в подготовке к экзамену?

Выполняем интерактивный тест

Вспомним, о чём говорили на урокеЧто такое тропы?В чём вы видите практическое применениеданной темы?Помогут ли вам полученные

Слайд 25Домашнее задание:

Запомнить определения тропов,
закончить заполнение 2 части таблицы,
Упр. 232

Домашнее задание:Запомнить определения тропов, закончить заполнение 2 части таблицы,Упр. 232

Слайд 26Спасибо за внимание!
Всем успехов!

Спасибо за внимание!Всем успехов!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть