Слайд 1
Мастер-класс
учителя русского языка и литературы МБОУ
«Сорская СОШ №3 с УИОП»
Анпилоговой
Любови Александровны,
«Использование ИКТ с элементами здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Здоровье – это самое ценное,
что есть у человека.
Н. А. Семашко
Слайд 2
Цель мастер - класса – организовать деятельность участников семинара, в результате которой
они смогут прийти к выводу, что действительно с помощью использования современных технологий можно решить проблемы сохранения здоровья детей при организации образовательного процесса.
Задачи:
Определить роль учителя в сохранении здоровья школьников.
Создать условия для демонстрации технологий, способствующих сохранению здоровья школьников.
Подвести итоги занятия.
Оценочно-деятельностная рефлексия.
Слайд 3
Девиз занятия:
«БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»
Слайд 4
II. Представление опыта работы
Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в
радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!
Слайд 5
III. Мастер - класс
1. Постановка цели мастер - класса
Цель здоровьесберегающих технологий
обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать поученные знания в повседневной жизни.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому без применения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!»
Слайд 6
∙ «Не навреди!» — т.е. все применяемые методы, приемы, используемые средства должны
быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
∙ Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
∙ Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
∙ Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
∙ Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
∙ Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
∙ Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
∙ Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Слайд 7
Элементы урока с учащимися 5 класса «Сказочная контрольная работа по теме
«Морфемика»».
«Аквариум настроения» под музыку «Веселый урок Радионяни»:
Здравствуй, мой любимый класс!
Я так рада видеть вас.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Все волнения отбросьте –
Не забыли про нас гости!
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
Слайд 8
Странная телеграмма пришла из сказочной страны Русляндии, где живут сказочные герои.
"SOS зпт помогите зпт король Морфем сошел с ума тчк высылаем задания зпт не можем ответить тчк Сказочные герои тчк"
Слайд 9
Игра «Третий лишний»
Нерешительный Кот Леопольд не может выбрать
правильный ответ. Одно понял
герой, что все зависит от морфем.
(Что такое морфема?).
Морфема – значимая часть слова.
Помогите Леопольду выбрать лишнее
слово в каждом ряду.
гимнастика, бодрость, лыжи;
спортсменка, шахматист, мяч;
взбодриться, здоровый, прибежать.
Слайд 10
2.Тест "Узнай термин"
Даже старой, никогда не учившейся,
Бабе - Яге досталось
задание, а она даже не знает, что такое "термин" (объяснение детей ).
Термин - слово, являющееся названием понятия
какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.
Изменяемая часть слова (суффикс, окончание, корень);
В ней заключено основное значение однокоренных слов (приставка, основа, корень);
Все слово без окончания (основа, приставка, суффикс);
Изучает состав слова (синтаксис, морфемика, фонетика).
Слайд 11
3.Игра "Собери слово"
Несчастный Михаил Потапыч уже сделал свое задание, но по
дороге нечаянно оступился и рассыпал все слова, они и перепутались. Давайте попробуем ему помочь и составим слова.
-гон- -щик- по-
с- -а- -прав-
(морфемы расставлены не по порядку)
Слайд 12
Гимнастика мозга
Упражнение «Ленивые восьмерки»
Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге
восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Слайд 13
4. Игра "Узнай способ"
Старик Хоттабыч забыл заклинание и
его слова исчезли,
остались лишь
выделенные морфемы. Помогите ему
из заданных морфем составить слова.
-ый, здоров-, -к-, прыж-, -и, -беж-, пере-, -к-, -а
(здоровый, прыжки, перебежка)
Слайд 14
5. Цифровой диктант "Странные цифры"
Всегда веселый Емеля сегодня грустит. Он не
знает, в каком порядке должны стоять слова. Помогите ему.
Слайд 15
Музыкальная физкультминутка – релаксация
Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать
детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель – запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот тому пример.
Слайд 16
6. Индивидуальные карточки «Морфемный разбор»
Маленькому Колобку тоже не повезло, ему дали
много слов для какого-то морфемного разбора (объяснение детей). Каждому из вас Колобок прислал по три слова, они лежат перед вами, написанные на листочках с изображением Колобка.
Помогите ему правильно сделать морфемный разбор.
Давайте вспомним, какие есть морфемы, и в какой последовательности должны мы выполнять морфемный разбор.
(Ученики читают стихотворения и прикрепляют на доске морфемы)
Слайд 17
«КОРЕНЬ»
Корень слова – главная, значимая часть,
Родственные связи Корню дарит власть.
Выясни умело
линию родства –Однокоренные подбери слова.
«ПРИСТАВКА»
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
«СУФФИКС»
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.
«ОКОНЧАНИЕ и ОСНОВА»
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Спортивный, витаминный, перебежка и др.
Слайд 18
Гимнастика для глаз «Бинокль»
Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то
исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.
Слайд 19
7. Выборочный диктант
Курочка Ряба никак не может справиться со следующим заданием. Она уверена, что ей могут помочь только пятиклассники. Вам нужно из данного текста найти и выписать 6 слов, состоящих из двух морфем, и 4 слова – из 3 морфем.
В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.
Слайд 20
Совсем не понятно
Прием рефлексии “Светофор”
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко
и просто
Слайд 21
IV. Рефлексия:
Бланки ответов мы запечатаем в конверт и
отправим Королю Морфем в страну Морфемика, столицу Корня, на Приставочную гору, у Суффиксального поля, где он должен проверить знания ребят и посмотреть, помогли ли они справиться с заданиями сказочным героям.
На следующем уроке дети должны узнать, помогли они сказочным героям или нет.
Сказочные герои за помощь в выполнении заданий передали ребятам жетончики за старание, а оценки я поставила на следующем уроке после ответа Короля Морфем.
Слайд 22
Совсем не понятно
Прием рефлексии “Светофор”
Для участников мастер - класса
Совсем не
понравилось
Есть вопросы
Всё понятно
Слайд 23
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым». Ж. – Ж. Руссо
Спасибо за работу!
Будьте здоровы!
Слайд 24
Можно составить памятку «Будь здоров!»
Памятка «Будь здоров!»
Хорошее настроение – жизни продолжение.
Отдых
и труд рядом живут.
Здоровый сон – прекрасное самочувствие днем.
Движение - это жизнь.
Одевайся по погоде.
Чистота – залог здоровья.
Хороший смех оздоравливает душу.
Слайд 26
Если урок для учащегося прошел плодотворно и он остался доволен, ребёнок
прикрепляет к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то ученик прикрепляет цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков и ничего нового не произошло – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то желтый, чахлый лист.
Слайд 27
Отгадайте шараду:
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой
в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)