Слайд 1Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами
Слайд 2Задачи:
Выяснить:
что такое интонация;
что такое пунктуация;
какая связь между интонацией и пунктуацией.
Слайд 3Актуализация опорных знаний
Синтаксический разбор предложения:
Солнце светило ласково и
нежно согревало своим теплом лес луг озёра.
Солнце светило ласково и нежно согревало своим теплом лес, луг, озёра.
Слайд 4Интервью с однородными членами предложения
Журналист: Скажите, кто из вас будет первым
отвечать на вопросы?
О.Ч.: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
Журналист: Что вы делаете в предложении?
О.Ч.: Выполняем работу одного из членов предложения.
Журналист: Какого члена предложения?
О.Ч.: Любого – хоть главного, хоть второстепенного.
Слайд 5
Журналист: Кто из вас главный?
О.Ч.: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему
руководителю, одному из членов предложения, тому от которого нам задают вопрос.
Журналист: Все ли слова являются однородными членами предложения?
О.Ч.: К сожалению, не все. Не являются ОЧП:
повторяющиеся слова (мы бежали, бежали, бежали);
Слайд 6
повторяющиеся одинаковые слова, соединяемые частицами не, так (верь не верь, петь
так петь);
устойчивые сочетания с двойными союзами (ни рыба ни мясо, и смех и грех)
Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям, ученикам?
О.Ч.: Ставьте между нами запятые, но помните о союзах; читайте учебник, учите правила, думайте и всё получится.
Слайд 7Работа над темой урока
Что такое пунктуация?
Раздел языкознания, изучающий систему пунктуационных знаков,
функции и нормы их употребления.
Что такое интонация?
Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.
Слайд 8Лингвистический эксперимент 1
Произнесите предложения со всеми возможными интонациями:
Мы поедем завтра в
зоопарк.
Я не люблю, когда жарко.
Ты хочешь знать моё мнение.
Как хороши, как свежи были розы.
И что ты по этому поводу думаешь.
Все давно ушли.
Слайд 9Лингвистический эксперимент 2
Левитан оставил около ста осенних картин. На них изображены
знакомые с детства вещи стога сена почернелые от сырости маленькие реки кружащие в медленных водоворотах палую листву одинокие золотые берёзы небо похожее на тонкий лёд косматые дожди по лесным порубкам. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали лучше всего передана печаль прощальных дней сыплющихся листьев тихого чудесного перед холодом праздничного солнца.
Слайд 10Сделаем вывод:
Что вызвало затруднения во время чтения текста?
При отсутствии знаков препинания
не так легко определить, с какой интонацией следует произносить текст.
Для чего нужны знаки препинания?
Чтобы осмыслить сказанное;
служат для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
Слайд 11
Левитан оставил около ста осенних картин. На них изображены знакомые с
детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди по лесным порубкам. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, тихого, чудесного перед холодом, праздничного солнца.
Слайд 12Лингвистический эксперимент 3
Запятая между однородными определениями и её отсутствии при неоднородных.
Мне
нужен другой, синий карандаш.
Мне нужен другой синий карандаш.
Вывод: Нужна ли запятая? Для чего?
Нужна. Запятая это знак, требующий наблюдения за интонацией.
Отсутствие или наличие запятой может исказить смысл высказывания.
Слайд 13Итог урока.
Знаки препинания - ноты при чтении.
А.П. Чехов
Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г. Паустовский
Слайд 14Домашнее задание:
Выписать из художественных текстов 5-6 предложений с ОЧП;
сделать синтаксический разбор,
построить схемы;
прокомментировать интонационные и пунктуационные особенности предложений с ОЧ.