Слайд 1ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Подготовила и провела
учитель русского языка и
литературы
МБОУ Первомайская СОШ
филиал в селе Новокленское
Мухортова Р.В.
Слайд 2УРОК 107.ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цели урока:
1) сформировать у учащихся
понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении;
2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи;
3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся, орфографической зоркости.
Слайд 5ИЗ
ИСТОРИИ
ИМЁН
ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Слайд 6Имена числительные в древнерусском языке.
Начиная с одиннадцати и кончая тринадцатью,
числительные имеют необычное сочетание – дцать, которое в других числительных не встречается.
Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся числительных. Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трех слов в одно слово дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать; числительные один, два, три хорошо «сохранились» в них, а десять, находившееся в заударном положении, подверглось фонетическому изменению. Так возникло необычное сочетание – дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффиксe.
Один + на + дцать= одиннадцать, два + на + дцать = двенадцать, три + на + дцать = тринадцать
Слайд 7Сорок
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».
Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Слайд 8Миллион.
Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в
13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Слайд 9Цифра семь
В старину рассматривалась как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это,
возможно тем, что человек воспринимает окружающие явления – свет, запахи, вкус – через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот).Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
Число семь считалось священным и было весьма распространено
Цифра семь повторяется во многих русских пословицах.
А какие пословицы вспомните вы?
Слайд 10Что это за числительное тридевять? Много или мало?
В древности у некоторых
народов счет велся не десятками, а девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. двадцать семь. В сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень далекой страны.
Слайд 11ТЬМА
В древнерусском языке слово тьма было числительным и означало «десять тысяч».
Число это считалось столь огромным, что тем же словом обозначалось всякое не поддающееся счету множество.
В 16-17 вв. появилась своеобразная система наименования чисел, так называемое «великое словенское число».Слово тьма стало обозначать не десять тысяч, а миллион. Появилось еще название тьма тем или легион (т.е. миллион миллионов)
Под влиянием этого числительного возникло в разговорной речи выражение тьма-тьмущая (т.е. очень много), которое сохранилось до наших дней.
Слайд 12
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И
я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Слайд 13Числительное счет любит
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное.
Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми частотными из них являются один,два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
Слайд 14Письменно:
Распределите числительные в 2 группы: количественные и порядковые:
Шесть,
двадцать девять, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот сорок три, восьмой, четырнадцать, сорок пятый, девяносто седьмой, двести семьдесят девять.
Слайд 171) Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке
и рыбке»?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
5) Сколько коробов можно наговорить?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Ответьте на вопросы
Слайд 18 Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в
этом случае их называют количественными
Отвечают на вопрос сколько?
Обозначают количество предметов
Примеры:
шесть, пятнадцать, пять десятых, трое
Слайд 19
Числительные могут считать по порядку (пятый).
И тогда это порядковые
числительные.
Отвечают на вопрос какой? который?
Обозначают порядок предметов при счёте
Примеры:
первый,
четвёртый, тридцатый
Слайд 20
Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счет.
Цифра –
знак, обозначающий число.
Записать словами: 5, 13, 20, 40, 60, 137, 1238, 10841.
Сопоставьте слова
Три и тройка? Двенадцать – дюжина, тысяча, миллион, миллиард.
Какая разница, одинаковая ли это часть речи?
Слайд 21Пять или пятёрка – какая разница?
Сравните:
Пять, пятёрка и пятак
Пять монет
Пять
тетрадей
Медный пятак
Пятёрка
Сколько?
Сколько?
Что?
Что?
Слайд 22Найдите числительные
Два,
двое,
двоюродный,
двойка,
двойник.
Пятак,
пятый,
пятиклассник,
пять.
Три,
три пятых,
утроить,
тройной.
Слайд 23 Восстанови пословицы
Семеро …
Заблудиться …
Знать …
Идти …
Семь раз отмерь
…
Один ум хорошо …
в трёх соснах
как свои пять пальцев
а два лучше
один раз отрежь
одного не ждут
на все четыре стороны
Слайд 24Тест «+» «-»
Числительное может обозначать количество предметов.
Числительное может отвечать
на вопрос ЧТО?
Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ?
Количественные числительные обозначают номер по порядку.
Числительные изменяются по падежам.
Слайд 25
Что сегодня узнали на уроке?
Как будем отличать эту часть речи
от других?
Понравилось ли вам на уроке?
Подведем итоги
Слайд 26Домашнее задание.
Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений,
в которых
есть имена числительные.