Презентация, доклад к уроку- игре по русскому языку для учащихся 6-х классов Веселая фразеология

Содержание

популяризация знаний по лексике русского языка; развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи); развитие умения работать в группе.высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»; названия туров: «Всяк молодец на свой

Слайд 1"Веселая фразеология"
Игра для учащихся 6-х классов
Подготовила : Кошелева Оксана Анатольевна,
учитель

русского языка и литературы МКОУ «СОШ №21»
г. Нальчик Кабардино-Балкария

Слайд 2

популяризация знаний по лексике русского языка;
развитие речевых навыков (умение пользоваться

фразеологизмами в речи);
развитие умения работать в группе.


высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
иллюстрации к фразеологизмам.


изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка.

Цель мероприятия:

Оборудование:

Подготовительная работа:

популяризация знаний по лексике русского языка; развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи); развитие умения работать

Слайд 3Организация игры

В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед

началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.

Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.
Организация игрыВ игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в

Слайд 4Задание командам:
Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему

вы так думаете?
золотые зубы – золотые руки важная деталь – важная птица
медвежья услуга – медвежья берлога горькая правда – горькая микстура
волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие
приходить в голову – приходить в школу выйти из комнаты – выйти из положения
дрова разгорелись – глаза разгорелись cбивать с дерева – сбивать с толку

Тур первый.
«Всяк молодец на свой образец».

Задание командам:Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?золотые зубы – золотые

Слайд 5
Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки

А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:
в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего





Вопрос 2:
Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь
из сказок?

Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

Слайд 6бить баклуши точить лясы зрителям:
попасть впросак закадычный друг мурашки бегают
заклятый враг

кромешная тьма
сломя голову с гулькин нос








Вопрос 3:
Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши 		точить лясы 		зрителям:попасть впросак 	закадычный друг 	мурашки бегаютзаклятый враг 	кромешная тьма	сломя голову 		с гулькин носВопрос

Слайд 7принести стул – принести пользу поднять тревогу – поднять

занавес
отдать книгу – отдать честь глубокое озеро – глубокое уважение

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание










Вопрос 4:
Какое из выделенных слов в каждой паре
словосочетаний
нельзя заменить антонимом и почему?

принести стул – принести пользу   поднять тревогу – поднять занавесотдать книгу – отдать честь

Слайд 8век, середина, правило, удар, система, затмение
суп, шут, чучело, полюс, буря, поле









Ответ:

золотой, гороховый, солнечный, магнитный

Вопрос 5:
Какое прилагательное ( одно для группы )
может превратить слова во фразеологизмы?

век, середина, правило, удар, система, затмениесуп, шут, чучело, полюс, буря, полеОтвет: золотой, гороховый, солнечный, магнитныйВопрос 5: Какое

Слайд 9
Игра со зрителями:
Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный

плод
держать порох сухим
одним миром мазаны







Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.

Игра со зрителями:Объясните значение и происхождение фразеологизмов: время истеклоахиллесова пятарог изобилиязапретный плоддержать порох сухимодним миром мазаныПеремена. Жюри

Слайд 10Задание командам:

В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

Он чуть было

не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Задание командам:В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Слайд 11 Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал

их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?






Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята

Слайд 12
Игра со зрителями:
«Весёлые картинки».
Назовите фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон

«умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.









Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.

Игра со зрителями: «Весёлые картинки». Назовите фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку

Слайд 13Игра со зрителями:
«Весёлые картинки».

Игра со зрителями: «Весёлые картинки».

Слайд 14
Задание командам:
Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают

одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути.


Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться.


Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание.


Здесь написано совершенно чётко, определённо.


Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

от всего сердца

ни с того ни с сего

в доску разбились

чёрным по белому

Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется

Слайд 15На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось.


Надо,

несмотря ни на что, непременно сделать это.


В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить.


Много прошло времени с той поры.


Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись.


Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.


как ни в чём ни бывало

во что бы то ни стало

за словом в карман не лезет

много воды утекло

нос повесили

с глазу на глаз

На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось.Надо, несмотря ни на что, непременно сделать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть