Слайд 2
Урок внеклассного чтения по феерии А.Грина «Алые паруса».
6 класс.
Слайд 3Когда дни начинают пылиться и
краски блекнут, я беру Грина. Я
открываю его на любой странице,
так весной протирают окна в доме.
Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих,
кого следует иметь в походной
аптечке против ожирения сердца и усталости.
Даниил Гранин
Слайд 4
Личность и судьба
писателя
ГРИН
Александр Степанович
Слайд 5Александр Степанович Грин (Гриневский) родился в маленьком городке близ Вятки в
1880 году. Детство прошло в глухом городе, среди скандалов и пьяных ссор родителей, в бедности, практически в нищете. Он работал всю жизнь, но был из неудачников, неприспособленных, непрактичных людей, никогда не умеющих устроиться в жизни. Чудак, мечтатель, фантазер. Он жаждал воплощения своих грез в реальности, радости в жизни. Не получалось.
Слайд 6Мечтая о морских странствиях, зачитываясь романами Ж.Верна, Майн Рида, он отправился
на юг, в Одессу. Но «этот новый мир не нуждался во мне. Я чувствовал себя стесненным, чужим здесь, как и везде». Яркая на страницах его будущих книг вольная и счастливая жизнь обернулась к нему изнанкой. Никто не хотел нанимать на корабль хилого новичка с мечтательным взглядом – он подрабатывал где и как придется. Все же сделал три рейса учеником без жалования, но, поссорившись с капитаном, был высажен на берег. Голодал.
Где он только ни был, кем ни трудился…
Наконец, он стал печататься.
Слайд 7Домик А.С.Грина в Старом Крыму.
Гринландия. Порт в Зурбагане.
В 1924 году Грин
уезжает в Крым. Там в Феодосии, в Старом Крыму, были написаны романы и рассказы, там Грин «отдыхал душой», бродил у моря, стрелял из лука, приручал зверей, играл на бильярде с веселыми феодосийскими жителями, потомками славных мореходов и корабелов.
Там и умер в 1930 году от тяжелой болезни – рака.
Слайд 8Грин населил свои книги племенем смелых, гордых самоотверженных и добрых людей.
Он создал свой, невероятно привлекательный, романтический и вполне реальный мир. Его произведения вызывают желание жить разнообразной жизнью, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. Он словно раздвинул границы, и мир стал ярче и богаче, наполнился огнями незнакомых городов, шумом морей, лесов и ветров, человеческими страстями.
Слайд 9 «Меня дразнит земля – писал Грин. – Океаны
ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных уголков, смертельно любопытных уголков».
Сказки нужны всем: детям и взрослым. Они не дают нам успокоиться, притерпеться, смириться с убогим, бесцельным подчас существованием. Книги Грина заставляют проникнуться обаянием жизни, поверить в нее, найти «зерно» существования. Желание разумного и прекрасного, надежду и любовь к людям – это нам дарят его книги.
Слайд 10Одна из самых пленительных сказочных книг – «Алые паруса» – была
задумана и написана в Петрограде в 1920 году., когда измученный, голодный, бездомный Грин, только переболевший сыпным тифом, искал каждую ночь ночлега у случайных знакомых и кормился подачками. Тогда ему помог М. Горький дал ему работу и обеспечил комнатой, где стоял стол – за ним можно было спокойно писать – Грин был счастлив.
Слайд 12…поэма, утверждающая силу
человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем,
любовью к
жизни… и верой в то,
что человек в порыве к счастью
способен своими же руками
совершать чудеса.
К.Г.Паустовский.
Слайд 13Феерия- театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и
сценических эффектов. В литературе под феерией понимается использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. В переносном смысле феерия- это сказочное, волшебное, чудесное действие, происшествие, событие.
Слайд 14Подбери ассоциацию
Тайна
Секрет
«Секрет»
Корабль
Алые паруса
Слайд 16Сравнительная характеристика героев
В какой семье родилась Ассоль? Как проходило ее детство?
В
какой обстановке воспитывался Грэй?
И все же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно.
Почему родители Грэя жили одиноко?
Почему жили одиноко Ассоль и Лонгрен?
За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступки или за его поведение?
(Зачитать главу 1 со слов: « Рассказ Меннерса…» до «…чего не прощают»)
Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?
(Зачитать гл. 1 со слов: «Девочка росла без подруг…» до «… к дому матроса».)
Что было предсказано Ассоль? Как стали к ней относиться в Каперне после этого?
Слайд 17 «Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном!» Кому принадлежит эта странная клятва?
Кем клянется этот человек?
Как Ассоль встретилась с Эглем? Кто это такой?
Что и почему было предсказано Ассоль? (Чтение фрагмента «Встреча с Эглем»)
Как отнесся Лонгрен к этому предсказанию?
Как о предсказании стало известно всем?
Как стали к ней относиться в Каперне после этого?
Слайд 18А какая она – Ассоль? Есть ли описание внешности в тексте?
Полудетское,
в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно, прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью серьезных душ.
А. Грин
Слайд 19Кто и как называет Ассоль?
«Прекрасная неизвестность» - Эгль,
«Корабельная Ассоль» - жители Каперны,
«Живое стихотворение» - автор,
«Дивное художественное полотно» - матрос Летика,
«Дитя мое» - Грэй,
«Мокрая драгоценность» - автор
Слайд 20 Девочка росла одиноко, потому что «дети Каперны вычеркнули раз и
навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». А почему рос одиноким Грэй?
Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?
(Зачитать гл. III со слов: «Проснувшись Грэй… » до слов «…дикую прелесть…» и гл IY со слов «Так волнуясь, трепеща и блестя…» до слов «алую рябь»)
Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что еще роднит Грэя с Ассоль?
(Зачитать гл. II со слов «Обернувшись к выходу…» до слов «…связь с бурей исчезла»; гл.IY со слов «Из заросли поднялся корабль…» до слов «… просто усталость».
Слайд 21Какое значение имеет образ алых парусов?
Слайд 22Символическое значение.
Алые паруса давно живут в сознании людей как воплощение
мечты, идеала, любви, надежды.
Алый- оттенок красного: яркий и в то же время тёплый, нежный. Нежность и в самом слове- плавность придаёт ему звук (Л).
Алый цвет ассоциируется и с пламенем, душевным негасимым огнём, присущим Ассоль.
Какое значение имеет образ алых парусов?
Слайд 23Какие ещё образы феерии вы считаете символическими?
Что символизируют образы главных героев?
Слайд 24Ассоль- образ, воплощающий стойкость, верность мечте, стремление к идеалу.
Слайд 25Грей- символ мужественности, стойкости, стремления добиваться всего самому.
Слайд 26Море.
Синий, голубой цвет- цвет мечты. Образ моря соединяет героев: Ассоль и
Грея, с детства мечтавших о море.
Слайд 27
Мечта - корабль под алыми парусами - осуществляется, сбывается,
и явление этого рукотворного чуда - действительно феерия, волшебство, сотворённое людьми с романтической, чистой, любящей душой.
Романтическая мечта, любовь, доброта одерживают победу над жестокой реальностью жизни.
Слайд 28Анализ эпизода встречи Ассоль с Эглем.
1. Место эпизода в произведении.
2. Где
происходит действие?
3. Время действия.
4. Что происходит в рассматриваемом эпизоде? Что ему предшествовало? Что следует за данным эпизодом?
5. Участники эпизода.
6. Что мы узнаём о героях из описаний, из их поступков, их речи?
7. Художественные средства и их роль в тексте.
8. Значимые детали и их роль в тексте.
9. Какова роль эпизода в освещении проблем, в раскрытии общей идеи ( главной мысли) произведения?
Слайд 291.Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд Эгля волшебником,
а жители Каперны- колдуном?
2. Почему жители Каперны не поют песен? Какие сказки они рассказывают? Как это их характеризует?
3. Эгль понял, что Ассоль живёт в Каперне, где не поют песен и не рассказывают сказок, но всё же рассказал ей чудесную сказку про алые паруса. Почему?
Слайд 301. К какому роду литературы относится данное произведение?
2.Что в «Алых парусах»
относится к реальности, а что- к чудесному, волшебному?
3.Как и почему сталкиваются романтическая мечта, стремление к идеалу с жестокой реальностью жизни?
4. Какое значение имеет концовка произведения?
Слайд 31Какие фрагменты феерии произвели на вас наибольшее впечатление?
Слайд 32«БУДУЩЕЕ,К КОТОРОМУ
МЫ СТРЕМИМСЯ,
РОЖДАЕТСЯ ИЗ
НЕПОБЕДИМОГО
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СВОЙСТВА-
УМЕНИЯ МЕЧТАТЬ И
ЛЮБИТЬ…»
К.Г.Паустовский
Слайд 33Домашнее задание
Сочинение-размышление
«Встречаются ли сегодня в нашей жизни люди,
Похожие на Гриновских героев?»