Презентация, доклад к уроку Фразеология в 5 классе

Содержание

Цель урока: Цель урока: дать понятие о фразеологизмах, их возникновении и употреблении, отличии от других слов; показать, как строятся словосочетания. Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах.

Слайд 1Урок русского языка по теме «Фразеология» 5 класс
Учитель: Фролова Юлия Павловна

Урок русского языка по теме «Фразеология» 5 классУчитель: Фролова Юлия Павловна

Слайд 2Цель урока:
Цель урока: дать понятие о фразеологизмах, их возникновении

и употреблении, отличии от других слов; показать, как строятся словосочетания. Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах.
Цель урока:  Цель урока: дать понятие о фразеологизмах, их возникновении и употреблении, отличии от других слов;

Слайд 3п
р
о
ф
е
с
с
и
о
н
а
л
и
з
м
ы
е
к
1
ы
с
и
к
о
л
о
г
и
я
и
о
н
с
к
е
л
г
з
м
ы
о
л
о
е
н
м
о
н
и
м
ы
т
с
и
р
и
з
м
ы
н
н
и
с
и
м
ы
а
з
м
ы
х
р
а
а
т
о
н
и
м
2
3
4
5
6
3
1
2
1. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности.
Разгадывайте кроссворд сначала по

горизонтали, а потом по вертикали.

2. Словарный запас, лексика.

3. Новые слова.

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений.

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение.

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия.

По вертикали: 1. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение.

2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

3. Наука, изучающая лексическое значение слов.

Молодцы! Кроссворд разгадан

профессионализмыек1ысикологияионскелгзмыолоенмонимытсиризмыннисимыазмыхраатоним234563121. Слова, связанные с особенностями какой-либо специальности. Разгадывайте кроссворд сначала по горизонтали, а потом по вертикали. 2.

Слайд 4Тема урока: фразеология
Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух

до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».
Тема урока:   фразеологияПисатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае:

Слайд 5Фразеология –( от греч. «выражение», «оборот речи»)раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания Фразеологизмы

– это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

Сравните: бить баклуши =бездельничать; кот наплакал = мало; за тридевять земель=далеко; ни свет ни заря = рано и т.п.

Фразеология –( от греч. «выражение», «оборот речи»)раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания   Фразеологизмы – это устойчивые

Слайд 6Запомни:
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
Фразеологизмы – синонимы:

два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю).
Фразеологизмы - антонимы: Чуть свет – на ночь глядя; тяжёл на подъём – лёгок на подъём.
Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.


Запомни:Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля

Слайд 7 Игра «Четвертый лишний»
1) черепашьим шагом
2) во все лопатки
3) сломя голову
4)

в мгновенье ока
Игра «Четвертый лишний»1) черепашьим шагом2) во все лопатки3) сломя голову4) в мгновенье ока

Слайд 8 Игра «Четвертый лишний»
1) слово в слово
2) тютелька в тютельку
3) ехать

зайцем
4) комар носа не подточит
Игра «Четвертый лишний»1) слово в слово2) тютелька в тютельку3) ехать зайцем4) комар носа не подточит

Слайд 9 Игра «Четвертый лишний»
1) капля в море
2) льет как из ведра
3)

кот наплакал
4) раз-два и обчёлся
Игра «Четвертый лишний»1) капля в море2) льет как из ведра3) кот наплакал4) раз-два и обчёлся

Слайд 10












Петя часто пропускал занятия в школе .

Так и продолжал бы он

, если бы не

мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а

ты .Перестань





и , а то на экзамене

Дополните рассказ фразеологизмами.

Петя часто пропускал занятия в школе .Так и продолжал бы он

Слайд 11Текст с фразеологизмами
Петя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал

бы он витать в облаках, если бы не мама. Она ему сказала: «Скоро экзамены, а ты палец о палец не ударил. Перестань валять дурака и возьмись за ум, а то на экзамене сядешь в лужу»
Текст с фразеологизмамиПетя часто пропускал занятия в школе. Так и продолжал бы он витать в облаках, если

Слайд 12Фразеологический зоопарк
Погнаться за двумя зайцами

Показать, где раки зимуют
Вертеться как белка в

колесе

Купить кота в мешке

Вставать с петухами

Фразеологический зоопаркПогнаться за двумя зайцамиПоказать, где раки зимуютВертеться как белка в колесеКупить кота в мешкеВставать с петухами

Слайд 13Фразеологическая математика
Одна нога здесь, другая там
Как две капли воды
Семь пятниц на

неделе

Один как перст

Палка о двух концах

Убить двух зайцев

Фразеологическая математикаОдна нога здесь, другая тамКак две капли водыСемь пятниц на неделеОдин как перстПалка о двух концахУбить

Слайд 14Фразеологическое лото
положить
показывать

иметь


стиснуть точить
зуб на зуб
зубы на полку
до зубов
зуб
вооружиться не попадает
заговаривать
Фразеологическое лото положить  показывать

Слайд 15Вывод:
Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он

свои мысли
Человек может – висеть на ниточке, держаться за волосок, падать с луны, лезть на стенку, пересчитывать ребра, намыливать шею, бить баклуши, молоть вздор, сходить с ума, сорить деньгами, смотреть сквозь пальцы, приходить к мысли,
но не должен быть
как мокрая курица, жить с соседями как собака с кошкой, сидеть сложа руки, бегать сломя голову, уезжать от родителей за тридевять земель, кривить душой и ……….
Вывод:Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мыслиЧеловек может – висеть на

Слайд 16На уроке истории
Упр.№ 510.
-Запишите фразеологизмы, связанные с мифами Древней Греции.
Двуликий Янус

- двуличный человек Янус — бог всякого начала и конца, входов и выходов. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым — вперед, в будущее, старым — назад, в прошедшее.

Ахиллесова пята – уязвимое место Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.
На уроке историиУпр.№ 510.-Запишите фразеологизмы, связанные с мифами Древней Греции.Двуликий Янус - двуличный человек Янус — бог

Слайд 17 Ехидна В греческой мифологии Ехидна - чудовище, полудева-полузмея, породившая целый ряд чудовищ:

Сфинкс, Цербера, немейского льва, химеру и др. В переносном смысле - злой, язвительный и коварный человек.

Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку Алфей, воды которой и унесли все нечистоты. Возникшее отсюда выражение "авгиевы конюшни" - о крайне запущенном помещении, а также (перен.) о делах, находящихся в крайнем беспорядке.

Ехидна В греческой мифологии Ехидна - чудовище, полудева-полузмея, породившая целый ряд чудовищ:

Слайд 18Составьте противоположные по смыслу пары
Ни зги не видно
Заваривать кашу
По чайной ложке
Коломенская

верста
Чуть свет
Повесить нос
На чужой шее сидеть
Душу в душу
Сидеть сложа руки

Жить своим горбом
Воспрянуть духом
На ночь глядя
От горшка два вершка
Как кошка с собакой
Хоть иголки собирай
Единым духом
Расхлёбывать кашу
Не покладая рук

Составьте противоположные по смыслу парыНи зги не видноЗаваривать кашуПо чайной ложкеКоломенская верстаЧуть светПовесить нос На чужой шее

Слайд 19Подведём итоги
Что такое фразеологизм?
Чем можно заменить фразеологизм?
Какую роль выполняет фразеологизм в

предложении?
Что вы можете рассказать о происхождении и употреблении фразеологизмов?
Подведём итогиЧто такое фразеологизм?Чем можно заменить фразеологизм?Какую роль выполняет фразеологизм в предложении?Что вы можете рассказать о происхождении

Слайд 20Объяснение домашнего задания
1. Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору):
-

Эти фразеологизмы создали писатели.
- Эти фразеологизмы стали пословицами.
2. Упр.№ 509 – нарисовать шутливые рисунки

Объяснение домашнего задания	1. Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору):- Эти фразеологизмы создали писатели. - Эти

Слайд 21Использованные материалы
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: 5 кл.: Учеб. для

общеобразоват. учреждений.в 3ч. Ч2 – М.: Мнемозина, 2013
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994.
http://glossword.info/index.php/list/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar-
http://idioms.chat.ru


Использованные материалыЛьвова С.И., Львов В.В. Русский язык: 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.в 3ч. Ч2 – М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть