Слайд 1«Таганрога я не миную…»
А.П.Чехов
Урок- экскурсия по чеховским местам.
Урок подготовила учитель
русского языка и
литературы
Твердохлебова Н.В.
Слайд 2Дидактические цели урока:
Формирование исследовательских навыков учащихся.
Развитие информационной культуры учащихся.
Слайд 3Методические задачи:
Научить методам и приемам анализа исторических реалий, фактов, идей и
их художественного воплощения.
Вырабатывать умение отбора необходимой информации.
Развивать навык оформления результатов своих исследований с помощью ИКТ .
Слайд 4Тип урока:
По материальному воплощению – интеллектуально-информационный.
По технологическим процессам – инновационный
По объему
изученного материала – межпредметный.
Слайд 5…Родился я в доме Болотова (так говорит моя мать) или Гнутова,
около Третьякова В.Н., на Полицейской улице , в маленьком флигеле. Дома этого , вероятно , уже нет. А.П.Чехов
Маленький домик ,
утонувший в зелени , скрытый от глаз в самой глубине двора…
Сердце какого таганрожца не замрет при взгляде на него? Ведь именно
здесь 17 января 1860 года родился наш великий земляк Антон Павлович
Чехов. Флигель не только уцелел , но и бережно сохраняется жителями
города. В 1910 году на нем была установлена мемориальная доска ,
а в 1933 году открыт мемориальный музей.
Обстановка дома поражает простотой , скромностью, обращает на
себя внимание обилие икон на стенах в каждой комнате, отец писателя
был глубоко верующим человеком , часто устраивал семейные моления в
гостиной дома . Павел Егорович Чехов держал лавку , но дела шли плохо,
доход был
грошовый…
Слайд 8Мы занимали большой двухэтажный дом с двором и постройками. Внизу помещался
магазин нашего отца ,кухня , столовая и еще две комнаты, а наверху обитало все наше семейство и были жильцы… М.П.Чехов.
Слайд 9 Лавка Чеховых
В 1869 году семья переезжает в дом Моисеева на
углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка, почти на самом краю города. Над входом в лавку помещалась вывеска «Чай, сахар , кофе и другие колониальные товары», немного ниже : «Распивочное на вынос».Лавочка начинала работать с 5 утра, отец часто оставлял своих сыновей в лавке «для присмотра ». День маленького Антона был очень тяжелым : с пяти утра начинался в лавочке , затем – гимназия, опять лавочка , бесконечные спевки , репетиции домашнего хора , моления…В лавочке перед Антоном , наделенным живым воображением ,мелькали самые разные покупатели, он подмечал их характерные черты ,а потом дома разыгрывал увиденное. Он был блестящим импровизатором, превращался то в архиерея, то во врача , то в грека, поразительно менял облик и интонации…Многие из увиденных Антоном людей попали затем на страницы его рассказов.
Слайд 10В детстве у меня не было детства… А.П.Чехов.
Слайд 11Мигает сальная свеча, с которой то и дело приходится снимать щипцами
нагар. Отворяется дверь и в комнату входит Павел Егорович(отец А.П.Чехова)…
Тово , -говорит он ,- я сейчас уйду по делу , а ты ,Антоша , ступай в лавку.
У мальчика навертываются на глазах слезы, и он начинает усиленно моргать веками …
-Назавтра уроков много…
-Уроки выучишь в лавке…Ступай, да смотри там хорошенько… М.П.Чехов.
Слайд 13 Из истории музея
3 ноября 1977 года
был открыт филиал Литературного музея А.П.Чехова – «Лавка Чеховых».Мы можем познакомиться с интерьером торгового помещения с прилавками, товарами , весами , предметами быта 19 века. На конторке лежат раскрытые учебники, которые Антоша словно только что раскрыл… Не может оставить равнодушным и один из первых «автографов» Чехова , тогда еще гимназиста 4-го класса, расписавшегося за отца …
Бережно воссоздана обстановка гостиной , мы можем видеть старинную мебель, документы, картины , принадлежавшие семейству Чеховых. Павел Егорович был всесторонне одаренным человеком : сам выучился играть на скрипке, рисовал , писал иконы , любил церковное пение , руководил хором , им же и организованным .Подрастающих сыновей Павел Егорович заставлял участвовать в занятиях хора , позднее Антон Павлович вспоминал: «…я и мои два брата среди церкви пели трио, …на нас все смотрели с умилением и завидовали моим родителям, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками… » Воспитание в семье было суровым , отец придерживался домостроевских привычек, порка и телесные наказания считались обычным делом. Ни Антон ,ни его братья не смогли простить отцу побоев . Однако отец привил сыновьям привычку всего добиваться своим трудом, мечтал о том , чтобы дети получили хорошее образование и могли «сделать хорошую карьеру».
Слайд 14Талант у нас со стороны отца ,а душа со стороны матери…А.П.Чехов.
Я помню , с каким интересом мы слушали ее (Евгении Яковлевны Чеховой , матери А.П.Чехова) необыкновенные, исполненные поэзией ,рассказы .На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особой остротой и признательностью … М.П.Чехова.
Слайд 16Детство , отрочество, юность писателя – были нелегкими .Чехов учился средне
, ничем особенным не выделялся , ему приходилось много работать , помогать отцу…Огромное влияние на формирование личности будущего писателя оказал законоучитель гимназии протоиерей Ф.П.Покровский , беседовавший с гимназистами о литературе, истории , читавший им газеты. Позднее А.П.Чехов с особой теплотой вспоминал своего учителя , постоянно отсылал ему книги с дарственными надписями.
Годы обучения в гимназии (1868-1879)-
Слайд 19Среди людей надо сознавать свое достоинство…А.П.Чехов.
Жизненные невзгоды и трудности не могли
заставить А.П.Чехова впасть в уныние , находилось место и для развлечений .
В эти годы началось увлечение театром. На какие только ухищрения не приходилось идти Антону и его братьям , чтобы попасть на спектакли ! Ведь посещение театра гимназистам было строго запрещено .Но вскоре роль зрителя надоедает Антону ,он вместе со своими друзьями – гимназистами начинает участвовать в самодеятельных театральных постановках. «Нельзя представить себе того гомерического хохота , который раздавался в публике при каждом появлении Антона Павловича , и нужно отдать ему справедливость , играл он
мастерски »,- вспоминал А.Дросси , соученик Чехова , на квартире которого разыгрывались представления... Весной 1889 года А.П.Чехов окончил гимназию, получил аттестат зрелости, добился права стипендиата города и уехал в Москву. Закончился важнейший период его жизни , он покинул Таганрог взрослым , сложившимся человеком , в свои 19 лет став главой большой семьи .
Слайд 20 Таганрога я не миную…
Впечатления детства и
юности, накопленные в Таганроге, входили в произведения А.П.Чехова всей правдой русской жизни , преображенной в бессмертные образы. Писатель хранил эти впечатления в памяти , использовал в произведениях . Уже в ранних произведениях писателя связь с городом выступает очень ясно. В первом напечатанном рассказе « Письмо донского помещика Степана Владимировича Н к своему ученому соседу , доктору Фридрику» Чехов использовал письмо из семейной переписки, в рассказе «Свадебный сезон» таганрожцы узнали себя , черты родного города Антон Павлович отразил и в своем бессмертном рассказе «Ионыч».В 1887 году полтора месяца писатель провел в родном городе, он много гулял по окрестностям : «Погода возмутительно …хороша, все мелькает как сон…»А позднее нарисует в рассказе «Огни» такой образ любимого города : «…город ,чистенький и красивый , как игрушка , стоял на высоком берегу…»
Впечатления о городе , полученные в детстве и юности , несомненно, легли в основу рассказов «Степь», «Палата№6», «Человек в футляре», «Невеста», «Дама с собачкой » и многих других.
Слайд 21 Таганрога я не миную…
Дом Ионыча
Скорбящий ангел
Слайд 22 Таганрога я не миную…
Напишите – ка рассказ о том, как
молодой человек, сын крепостного ,бывший лавочник , певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании , целовании поповских рук ,поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба , много раз сеченный , ходивший по урокам без калош , дравшийся , мучивший животных , любивший обедать у богатых родственников , лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания ничтожества, - напишите , как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он , проснувшись в одно прекрасное утро , чувствует , что в его жилах уже течет не рабская кровь , а настоящая человеческая… А.П.Чехов.
Слайд 23Забота писателя о родном городе сделала его родным для каждого из
таганрожцев.
Слайд 24В 1904 году улице , на которой родился А.П.Чехов , было
присвоено его имя , в том же году оно было присвоено и городской библиотеке. В 1960 году по проекту скульптора И.Рукавишникова в городе был установлен бронзовый памятник великому земляку.
Слайд 25Если человек хочет по- настоящему понять талант А.П.Чехова, увидеть истоки его
могучего дарования , то без посещения Родины великого писателя , это сделать очень трудно.
Слайд 26Прозревая свою творческую судьбу А.П.Чехов писал:
«…Писатели, которых мы называем вечными
или просто хорошими…имеют один общий и весьма важный признак :они куда- то идут и Вас зовут туда же , и Вы чувствуете… всем своим существом , что у них есть какая- то цель…Лучшие из них реальны и пишут жизнь такой , какая она есть, но оттого ,что каждая строчка пропитана, как соком , сознанием цели, Вы кроме жизни ,какая есть ,чувствуете еще ту жизнь , какая должна быть , и это пленяет Вас…»
Слайд 27Каждый из нас должен помнить прекрасные слова писателя:
Слайд 28Источники информации:
Киричек М.С. Их именами названы улицы / Киричек М.С.- Таганрог
: 2009.
2.Таганрог – родина А.П.Чехова. М.- 1978 г.
3.Таганрог . Историко – краеведческий очерк. Ростов – на- Дону, Кн. изд- во ,1977.