Слайд 1
700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского посвящается
МБОУ «Гимназия №1»
Авторы: Анцукевич
С.Г.
Коренькова О.Н.
Слайд 2 Преподобный Сергий Радонежский, уйдя от мира и став отшельником в
дремучих радонежских лесах, неустанно служил народу и отечеству, боролся с враждой и разобщенностью русских князей, с прочими пороками, разъедающими человеческие сердца.
Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником.
Великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, возможно, их скрыло безжалостное время. Но таким поучением стала вся его жизнь, все его наставления и пророчества. Имя Сергия Радонежского знали в самых дальних уголках Древней Руси, он по праву считался всенародным учителем и наставником.
Слайд 3А начинался его святой путь почти семь веков назад, когда народный
святой, духовный воспитатель нескольких поколений, преподобный Сергий Радонежский, давно ставший для русских легендой, был маленьким отроком, любимым сыном, младшим и старшим братом, учеником в школе. Просто человеком - Варфоломеем Кирилловичем Иванчиным.
Игумен
земли
русской
Слайд 4Игумен
земли русской
Нравственный авторитет скромного игумена Святотроицкой обители был так велик,
что князь и митрополиты обращались к нему в трудные минуты за советом, вразумлением и добрым предсказанием. Еще при жизни Сергий почитался величайшим из пророков.
Дар пророчества дается избранным. праведникам и святым, достигшим больших высот в духовной жизни. Сергий стал истинно народным святым. Шли к нему бояре и мужики, военачальники и простые бабы, богатые и бедные. Великий старец принимал всех, каждому давал утешение и всякого просящего наставлял.
Слайд 5История колоколов
Колокола на Руси
Слайд 6Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и
гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг.
Колокол – голос Родины
Слайд 7«Посреди таинственной тишины сей многоглаголивой ночи внезапно с высоты Ивана Великого,
будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста – вещий, как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение. И вот, при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всею первопрестольною столицею; она была объята сим торжественным звоном, как бы некоею, ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивною гармонией будто бы иного надоблачного мира».
Это описание пасхальной ночи из путеводителя по Москве 1890 г.
Слайд 8Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге
перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье.
Левитан И.И. Вечерний звон.
1892
Слайд 9Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага,
бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат.
Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.
Слайд 10Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий
охранный звон, указывая дорогу заблудшим…
Туманный колокол. Севастополь
Слайд 11Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.
Князь Александр Невский приводит пленных
немецких рыцарей в Новгород
Слайд 12Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи
и датируется 1066 г.: "Прииде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима".
Поднятие колокола
Слайд 13Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к
1259 г., когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы.
Слайд 14До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от
39 сохранились фрагменты. Форма их та же, что и у западноевропейских колоколов того времени. На одних есть надписи русскими, на других – латинскими буквами.
Колокол типа «улей». XI в.
Колокол типа «сахарная голова». XII в.
Слайд 15Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то
время, были привозными. Сходство же всех дошедших до нас русских колоколов между собой и с западными аналогами позволяет утверждать, что в ту пору во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту.
Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в.
Слайд 16Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г.
по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск.
Углич. Церковь царевича Димитрия на крови, колокол, которому "вырывали язык" и ссылали в Сибирь
Слайд 17Колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и
достигло своих вершин также позднее, в XVII веке, но вершины эти были самыми высокими: крупнейшие из русских колоколов не имеют себе равных по весу, а самые благозвучные достойно представляют нашу Родину. Недаром один из иноземных гостей Бориса Годунова с восхищением пишет в своих заметках о больших колоколах Московского Кремля, "далеко превосходящих эрфуртский по величине и звучности".
Колокольное дело
Слайд 18Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство
великолепные образцы технического мастерства и музыкального искусства. Как залог неразрывности и преемственности православной культуры звучит сегодня колокольный звон. И вслушиваясь в эту музыку, мы переживаем и скорбь, и праздничное ликование, и священный трепет.
Слайд 19Церковные звоны
Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает верующих обратиться
от каждодневной суеты к высшему, вечному. "Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други", – писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин. Путешественники, посещавшие русские города в XVI-XVII веках, нередко отмечали гармоническую слаженность церковных колоколов.
Слайд 20До наших дней дошли ростовские звоны — лучший и, пожалуй, единственный
пример былого гармоничного согласия колоколов. Недаром их описание в энциклопедии Брокгауза и Ефрона начинается со слов: "Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны".
Звонари на соборной звоннице. Ростов Великий
Слайд 21Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства,
не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному, от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией.
Слайд 22Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий находили и отбирали все
новые и новые музыкально-выразительные средства, развивая и обогащая свое искусство. Они совершенствовали свою исполнительскую технику, создавали новые виды и формы звонов – звонные композиции, не похожие ни на что другое в нашем земном мире звуков. Они чтили колокола, любили звоны. Весь наш народ чтил и любил их, ибо "нет святой Руси без звону колокольного".
Слайд 23Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон
великий, встречный, всполошный, красный; звон к Евангелию, звон к заутрене и многие, многие другие.
Красные колокола
Слайд 24В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько
видов звона:
Благовест – одиночные ритмичные удары в большой колокол.
Перезвон - поочерёдные удары (от двух до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов в три приема с паузами между ними.
ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА
Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.
Слайд 25Если подбор колоколов на звоннице был достаточно обширен, то они обычно
подразделялись на три основные группы:
большие,
средние,
мелкие.
ТИПЫ
КОЛОКОЛОВ
колокола, своим звучанием заполняют промежутки между ударами большого и образуют основной рисунок звона.
(благовестник) – низко звучащий басовый колокол, задает темп звону. Его удары редки и размеренны, поскольку тяжелые языки с их огромной инерцией лишь незначительно поддаются усилиям звонарей и сохраняют период своих качаний практически неизменным (впрочем, опытным звонарям удается бить в один край или даже пропускать удар).
– зазвонные, завершают мелодико-ритмическую фигурацию.
Большой
Средние
Мелкие
ТИПЫ КОЛОКОЛОВ
Слайд 27Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих
на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:
Праздничные
Воскресные
Постные
Полиелейные
Будничные
Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии.
Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.
Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.
Слайд 28Праздничные колокола используются:
в двунадесятые праздники,
праздник Святой
Пасхи,
при встрече епископа.
Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме.
Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.
Слайд 29Воскресные колокола используются:
в воскресные дни,
в великие праздники.
При наличии праздничного, воскресный колокол
должен быть вторым по весу.
Праздничный и воскресный колокола, Софийский собор в Новгороде
Слайд 30Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.
Полиелейные колокола
используются в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).
Будничные (простодневные) колокола используются в будние дни седмицы (недели).
Даниловские колокола
в Москве
Слайд 31 Средние колокола не несут специальной функции и служат только
для украшения звона.
Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост.
При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.
Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.
Слайд 32К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.
Зазвонные колокола, как правило,
представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.
Зазвонные и подзвонные колокола
на колокольне Троице-Сергиевой Лавры
Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим – к так называемому звонарскому столбику.
Слайд 33Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а
также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения:
к вечерне звонится один трезвон,
к утрене — два,
к Божественной Литургии — три.
Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия.
Трезвоны происходят с участием благовестника.
Зазвонные колокола Свято-Преображенского
кафедрального собора Донецка
Слайд 34А сколько пословиц и поговорок сложено: «В Москве к заутрене звонили,
а на Вологде звон слышали». Сколько замечательных строк на «колокольную тему» в русской поэзии и прозе: «Звездный звон – певучий, плывет, не молкнет; сонный; звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних – Рождество» (Иван Шмелев «Рождество»).
Испытания колокола
Игра
Слайд 35Помните новеллу "Колокол" в фильме Тарковского "Андрей Рублев"? В русскую деревню,
разоренную татарами и почти вымершую от моровой язвы, прибыли княжеские дружинники в поисках колокольных дел мастера, способного отлить колокол по княжьему указу.
Новелла «Колокол» из фильма
А. Тарковского «Андрей Рублев»
Слайд 36Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить
8000 пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых — он умер от моровой язвы.
Царь-колокол
Прорезной колокол мастера Емельяна Данилова. Село Коломенское, 1648 г.
Слайд 37Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с
Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.
Андрей Чохов, чей колокол "Реут" (1622 г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле.
Колокол Реут. 1622 год. Мастер Андрей Чохов
Слайд 38Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым
благозвучным колоколом России (1668 г., 2125 пудов)
Якунчикова М.В. С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря (1891, ГТГ)
Слайд 39Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из
интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов).
Часовой колокол Симонова монастыря. XV век
Слайд 40Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из
ярчайших тому примеров – три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым.
Ростовские звоны.
М.Я.Вилли
Слайд 41Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев,
в будущем знаменитый колокольный мастер, в ту пору еще никому не известный юноша — "малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый". Григорьев блестяще справился с ответственным делом – колокол был готов за десять месяцев.
Отлив колокола
Слайд 42За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли
его из литейной ямы и подвесили лишь в 1668 году – настолько трудной оказалась задача.
Подъем колокола Александра Григорьева в 1674 году в Кремле.
Слайд 43В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки
долго лежали посреди Кремля. В 1730 году, вскоре после своего воцарения, Анна Иоанновна повелела "тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов".
Подъем
Царь-колокола,
рис. А.Н.Колчина
Слайд 44Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но
тот, услыхав о весе будущего колокола, счел, что его разыгрывают. Тогда за дело взялись Иван Моторин с сыном Михаилом. Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов.
Литье колоколов на заводе Оловянишниковых в Ярославле. М.Я.Виллие
Слайд 45С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а
когда началось литье, случилась беда — в трех из четырех печей произошла авария. Иван Моторин вновь было принялся за работу, но вскоре умер.
Украшение
Царь-колокола
Слайд 46В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать
леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок.
Царь-колокол в литейной яме
Язык Царь-Колокола
Слайд 47В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале.
На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире.
Слайд 48Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон
– это музыкальная среда, которая с детства окружала русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона. Отсюда ритмика и гармония колокольного звона, вошедшего в саму фактуру музыкальной ткани.
Колокольный звон
в музыке
Слайд 49К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские
композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П.Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А.Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства.
Нестеров М.В. Под благовест. 1895
Слайд 50Гул набата раздается в опере А.П. Бородина "Князь Игорь", в сцене
пожара Путивля, осажденного половцами. Удары всполошного колокола созывают опричников на Красную площадь в "Опричнике" П.И.Чайковского. Большой церковный звон, знаменующий особую важность момента, сопровождает въезд Ивана Грозного в "Псковитянке" Н.А. Римского-Корсакова. Отзвуки заутреннего звона слышатся во вступлении к "Хованщине" М. П. Мусоргского. Светлый, праздничный звон раздается в "Сказке о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, когда под лучами восходящего солнца сквозь туман проглядывают очертания города Леденца и из распахнувшихся ворот выходит радостное шествие. Под торжественный "красный" звон, под звуки гимна "Славься" сценой всенародного ликования завершается опера М.И. Глинки "Иван Сусанин". "Борис Годунов" М.П. Мусоргского — опера, пронизанная колокольным звоном. Мелодия в сцене смерти Бориса воспроизводит подлинный погребальный перезвон.
Слайд 51Александр Александрович Алябьев
Иван Иванович Козлов
История романса
Слайд 52Падение колоколов
Сразу после революции началась активная борьба с религией.
Соловки, фото
1994
Слайд 53Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку.
Слайд 54Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х
годов.
Рабочие разбивают колокол. 20-е гг. XX в.
Слайд 55Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой
колокол Симонова монастыря...
Обломки Царь-колокола, Карнаухого и Годуновского колоколов
Слайд 56Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон.
Слайд 57Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в
каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой сценарий, согласно которому группа лиц обращалась к властям с просьбой избавить их от колокольного звона, который мешает работе, отдыху и т. п.
Слайд 58Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в
России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более (что составляло три четверти от общего числа столь больших колоколов во всем мире).
И.С. Горюшкин-Сорокопудов
Слайд 59Из них до наших дней дошло всего лишь пять:
Царь-колокол,
Большой Успенский,
"Реут"
(Москва, Кремль),
"Сысой",
"Полиелей" (Ростов Великий, Соборная звонница).
Б. Ольшанский.
Помни Имя своё.
1992
Слайд 60Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола,
пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта, композитора и теоретика колокольного искусства — Константина Константиновича Сараджева. Он знал наперечёт колокола всех колоколен Москвы. Составил перечень всех колоколов Москвы и Московской области, выписав для каждого из них на нотных линейках тоны, составляющие его звук. Сочинял музыку, сам ее исполнял, собирая сотни слушателей. Благодаря К.К.Сараджеву удалось сохранить некоторые древние колокола.
Слайд 62Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к
вопросам, связанным с колоколами и колокольным звоном в России. Возникли новые научные направления, стали проводиться научные конференции, фестивали колокольного искусства.
Возрождение
Слайд 63В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства, целью которой стало возрождение
и развитие традиций русского колокольного звона. Возрождается колокололитейное дело.
Слайд 64Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры – самый большой из отлитых в современной
России. Его вес – 72-тонны, высота – 4,550 метра, диаметр – 4,422 метра. 16 апреля 2004 г. царь-колокол был водружен на звонницу Троице-Сергиевой лавры и впервые зазвучал на праздник Троицы.
Слайд 65Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до наших современников
неповторимую красоту и духовность. Несомненно, надо затратить еще много усилий, прежде чем колокола вновь займут прежнее место в нашей жизни и голоса их будут привычно звучать во дни торжеств и бед народных.
Школа
церковных звонарей
Слайд 66И.С. Горюшкин-Сорокопудов Из века в век [ок. 1915]