Слайд 2Чтение статьи о Куприне А.И.(СТР 136)
Определите тему и основную мысль этой
статьи
Что значит – святочный рассказ?
Слайд 3Теория литературы
Прочитать начало рассказа(тр.138-149).Докажите, что оно построено на контрасте. Что противопоставлено
в этом описании?
Слайд 4Наблюдение за словом
Какие художественные приемы помогают читателю представить картину?
Слайд 5Улицы дореволюционного Киева
Слайд 7Определение и объяснение употребления тропов
Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или
термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… --------» и эпитеты «------
Слайд 8
_______». Эти два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для
них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ _________».
Слайд 9В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ _______», -
сменяется на противоположную: «_____,
Слайд 10_______» Выразительные эпитеты «_______» - ярче помогает увидеть контраст между богатством
и бедностью, радостью и горем.
Слайд 11Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал,
в тусклую обыденность, напоминающую ад.
Слайд 12Проверим
Вставить пропущенные примеры из текста рассказа или термины
А.И.Куприн описывает гастрономические изыски
ярко, зримо, выделяя детали, подробности. Писатель, главным образом использует гиперболу «… целые горы красных крепких яблок и апельсинов, правильные пирамиды мандаринов---------» и эпитеты «------яблоки красные, крепкие, мандарины,
Слайд 13нежно золотившиеся, сочные окорока с толстым слоем розоватого сала _______». Эти
два тропа передают силу восторга детей, недостижимость для них всего этого великолепия. Усиливают впечатление ряды однородных членов для перечисления богатства праздничной картины «____ уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы _________».
Слайд 14В следующем эпизоде картина, созданная рядами однородных членов: «_____ прекрасные магазины,
сияющие елки, рысаки, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам _______», - сменяется на противоположную: «_____ пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные,
Слайд 15неосвещенные косогоры , ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма,
подвал темнота _______» Выразительные эпитеты _______ магазины «прекрасные», елки «сияющие», оживление «праздничное» переулки «кривые», косогоры «мрачные», дом «ветхий», покоившийся» - ярче помогает увидеть контраст между богатством и бедностью, радостью и горем.
Слайд 16Из многоцветного праздничного мира, похожего на рай, мальчики возвращаются в подвал,
в тусклую обыденность, напоминающую ад.
Слайд 17БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
Что мы узнаем о семье мальчиков по описанию «подземелья»?
С какими поручениями ходили мальчики?
Слайд 18Найти в тексте и зачитать ответы
Почему семья Мерцаловых оказалась в таком
бедственном положении?
Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
На какие особенности внешности Мерцалова обращает внимание автор?
Какова в этой семье ситуация перед Рождеством?
Слайд 19Домашнее задание
Охарактеризовать пейзажную зарисовку; портрет доктора
Слайд 20Александр Иванович Куприн
Рассказ
«Чудесный доктор»
Урок 2
Слайд 21Проверка домашнего задания
Как связана с сюжетом рассказа А.И.Куприна данная пейзажная зарисовка?
Вставить пропущенные слов. Назвать тропы. Определить роль этой пейзажной зарисовки.
Слайд 23«Все было тихо и ________. Деревья, окутанные в вои белые ризы,
_____в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки _______кусочек снега, и слышно было, как он________, падая и цепляясь за другие ветви. _____тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в __________душе Мерцалова _________жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
Слайд 24«Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в вои белые ризы,
дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».
Эпитеты, олицетворения
Слайд 25Краткий пересказ
Что произошло далее? (стр.145-146)
Как создается портрет доктора?
В чем проявляется «чудесность»
доктора? (стр 146-147)
Слайд 26Подведение итогов
Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»?
Какова, на ваш взгляд,
основная мысль этого рассказа?
Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?
Слайд 28Подведение итогов
Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное, святое,
что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
Как вы думаете, почему святочные рассказы всегда имели хороший конец?
Слайд 29Домашнее задание
М.Горький «Детство» стр. 152-161
Впечатления о бабушке и дедушке