Слайд 1Абай Кунанбаев
Поэма «Искандер»
Слайд 3Абай Кунанбаев
Насколько мы будем удалены от
дня смерти Абая, настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть и крупицы сомнения. Положение народа не может оставаться неизменным, со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху Абая, называя его первым своим поэтом, и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между народом и Абаем. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит и возрадуется.
Мыржакып Дулатов
Слайд 4 В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай
создал литературу — в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка насыщены глубокой лиричностью, мягким юмором, обличением пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут», «Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», «Густой туман» и др. стали классикой не только казахской, но и мировой литературы.
Слайд 5 Образ греческого полководца Александра Македонского (IV
в. до н. э.), покорившего многие страны Запада и Востока, с древнейших времен вызывал интерес у самых различных народов. Образ греческого полководца Александра Македонского (IV в. до н. э.), покорившего многие страны Запада и Востока, с древнейших времен вызывал интерес у самых различных народов.
Слайд 6 На Востоке Александра Македонского называют Искандер
Зуль-Карнейн — Зулкарнеин двурогий’. Так он называется в Коране (гл. XVIII, стих 82). Насчет того, почему Искандер получил такой эпитет, существуют разные мнения. «Среди различных толкований интересно одно, приписываемое поэтом известному ученому Абу Машару (ок. 786—886), — писал Е.Э. Бертельс в книге «Низами».— Когда Искандер умер, в Руме было изготовлено его изображение, причем по бокам его были изображены два ангела, имевшие рога лазурные с золотом. Арабы, увидев изображение, приняли одного из этих ангелов за Искандера, отсюда и возникло прозвище» На Востоке Александра Македонского называют Искандер Зуль-Карнейн — Зулкарнеин двурогий’. Так он называется в Коране (гл. XVIII, стих 82). Насчет того, почему Искандер получил такой эпитет, существуют разные мнения. «Среди различных толкований интересно одно, приписываемое поэтом известному ученому Абу Машару (ок. 786—886), — писал Е.Э. Бертельс в книге «Низами».— Когда Искандер умер, в Руме было изготовлено его изображение, причем по бокам его были изображены два ангела, имевшие рога лазурные с золотом. Арабы, увидев изображение, приняли одного из этих ангелов за Искандера, отсюда и возникло прозвище»
Слайд 7В поэме создан образ алчного завоевателя Искандера. Это было в духе
критического реализма, который в то время стал утверждаться в казахской литературе.
В поэме Абая отражены исторические факты: Искандер — сын царя Филиппа, вступает на престол в 21 год, царствует в Македонии:
Помнит мир Искандера, его дела,
Македония скипетр ему дала.
Был сыном Филиппа-царя Искандер,
Мечтою о славе его жизнь была.
Когда умер Филипп, Искандер вступил
В двадцать первый свой год,
был в расцвете сил.
Многолюдным, тесным считал он свой край,
К соседям завистливый взор обратил.
Слайд 8 Абай описывает Искандера тщеславным, несправедливым, жестоким правителем, завоевателем,
истребителем народов, алчным царем:
Непокорных покорными сделал он,
Свои земли просторными сделал он,
Дни светлых ханов, султанов, царей
Омраченными, черными сделал он.
Но алчность его становилась сильней,
Мир и мал оказался, и тесен ей.
Слайд 9 Известно, что во многих восточных как фольклорных, так и письменных
произведениях об Искандере часто изображаются близкие к нему люди в роли наставников, мудрецов, философов. В поэме Абая наставник и учитель Искандера — Аристотель:
При царе был мудрейший из мудрецов —
Аристотель, древнейший из мудрецов…
Слайд 10 Смысл и цель поэмы Абая «Искандер» заключается, с одной стороны,
в обличении нравственных и социальных пороков — зла и насилия, проявляющихся в различных формах: то в виде жестоких завоеваний и истребления народов, то в поддержке таких злодеяний бесчестными льстецами, глупцами; а с другой стороны, в проведении гуманистической идеи, в надежде на улучшение общества путем его просвещения.
Зло, заключенное в делах Искандера, имеет место и в современной поэту жизни, об этом говорится в заключительных строках поэмы:
Закончена повесть — недлинный рассказ, —
Поучение в нем найдешь в добрый час.