Презентация, доклад к урокам литературы в 9 классе по произведению Слово о полку Игореве

Содержание

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Слайд 1МАОУ Зареченская СОШ
Урок – размышление.
«Слово о полку Игореве» - величайший

памятник древнерусской литературы


Презентацию подготовила Е.М.Шумова
Учитель высшей категории
2015 год

МАОУ Зареченская СОШ Урок – размышление.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы Презентацию подготовила Е.М.Шумова

Слайд 2«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Слайд 3Цели урока:

обучающая – выявить первоначальное восприятие учащимися текста; познакомить с историей

открытия и публикации «Слова…»;

развивающая – формировать целостную картину мира Древней Руси в сознании школьников; показать жизнь «Слова…» в литературе и других видах искусства; прививать интерес к предмету;


воспитательная – прививать уважение к национальной культуре народа, чувство патриотизма, гордости за свое Отечество.


Цели урока:обучающая – выявить первоначальное восприятие учащимися текста; познакомить с историей открытия и публикации «Слова…»;развивающая – формировать

Слайд 4Задачи урока:
в процессе комментированного чтения раскрыть патриотический пафос произведения,
показать своеобразие

сюжетно-композиционной организации,
жанра
«Слова о полку Игореве»;

Задачи урока:в процессе комментированного чтения раскрыть патриотический пафос произведения, показать своеобразие сюжетно-композиционной организации, жанра «Слова о полку

Слайд 5Средневековье
Хронологические рамки

IV-V – XIV-XVI века
Развитие и зарождение феодальных отношений
Феодальные усобицы
Крестовые походы
Костры инквизиции

? ? ? ?
Какие явления не характерны для Древней Руси?

Средневековье    Хронологические рамки        IV-V – XIV-XVI векаРазвитие

Слайд 6Феодальная раздробленность Древней Руси

Феодальная раздробленность Древней Руси

Слайд 7Половцы
Половецкий стан








Половецкий всадник
Каменный идол

ПоловцыПоловецкий станПоловецкий всадник Каменный идол

Слайд 8На XI – XII вв. приходится расцвет древнерусской культуры.



На XI – XII вв. приходится расцвет древнерусской культуры.

Слайд 9Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
И нет у нас

иного достоянья!

И. Бунин.
Из древней тьмы на мировом погостеЗвучат лишь письмена.И нет у нас иного достоянья!

Слайд 10«Слово о полку Игореве» –
прекрасный благоуханный
цветок

славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения
В.Г.Белинский
«Слово о полку Игореве» –    прекрасный благоуханныйцветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и

Слайд 11Каково полное название «Слова о полку Игореве»?
Знаешь ли ты текст?

Каково полное название «Слова о полку Игореве»?Знаешь ли ты текст?

Слайд 121. О каком известном певце и сказителе
упоминается в «Слове..»? На

каком инструменте аккомпанировал себе этот певец?
2. Кто из русских князей участвовал в походе на половцев?
3. Какое мрачное предзнаменование было в начале похода Игоря?
4. На берегу какой реки состоялось битва?
5. Каков итог похода?
6. Как узнал киевский князь Святослав о поражении Игоря ?
7. Чем объясняет автор поражение князя Игоря?
8. Кто помог Игорю бежать из плена?
9. Как встретила Русь Игоря?


1. О каком известном певце и сказителе упоминается в «Слове..»? На каком инструменте аккомпанировал себе этот певец?2.

Слайд 13О Бояне. Гусли.
Новгород-северский кн.Игорь Святославич, его брат Всеволод, сын кн. Игоря,

племянник.
Солнечное затмение.
На берегу реки Каялы.
Русская дружина потерпела поражение, князья попали в плен.
Из сна.
Междоусобицами. Желанием личной славы.
Половец Овлур.
Русь рада возвращению князя.



Проверь себя.

О Бояне. Гусли.Новгород-северский кн.Игорь Святославич, его брат Всеволод, сын кн. Игоря, племянник.Солнечное затмение.На берегу реки Каялы.Русская дружина

Слайд 14Открытие «Слова…»

Открытие «Слова…»

Слайд 15Не начать ли нам, братия скорбную повесть о походе Игоревом…

Не начать ли нам, братия скорбную повесть о походе Игоревом…

Слайд 16Композиция «Слова…»
Задание:
По ходу комментированного чтения

выделить основные части
произведения,
составить событийный план текста.
Основные выводы записывать в тетрадь.
Композиция «Слова…»  Задание: По ходу комментированного чтения      выделить основные части произведения,составить

Слайд 17Что сказал князь Игорь дружине после мрачного предзнаменования, предвещавшего поражение?
«Братья и

дружина!
Лучше убитым быть, чем полоненным быть…
Хочу копье переломить на краю степи половецкой
с вами, русичи;
хочу сложить
свою голову
либо напиться шлемом из Дона»
Что сказал князь Игорь дружине после мрачного предзнаменования, предвещавшего поражение?«Братья и дружина!Лучше убитым быть, чем полоненным быть…Хочу

Слайд 18Найдите в тексте авторское отношение к поступку Игоря.
Страсть князю ум охватила,

и желание изведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование.

(Двойственное отношение автора: осуждение безрассудства и восхищение мужеством)
Найдите в тексте авторское отношение к поступку Игоря.Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дону Великого заслонило

Слайд 19На фоне тревожных предзнаменований в окружающей природе продвигается дружина русская в

Поле Незнаемое.

Трагическим рефреном звучат слова:
« О Русская земля!
Уже ты за холмом»

На фоне тревожных предзнаменований в окружающей природе продвигается дружина русская в Поле Незнаемое.Трагическим рефреном звучат слова:« О

Слайд 20На рассвете в пятницу потоптали они поганые полки половецкие… Покрывалами …и разными

узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам… Алый стяг, белая хоругвь, алый бунчук –храброму Святославичу!

От лирического рефрена автор вновь обращается к эпическому повествованию.

На рассвете в пятницу потоптали они поганые полки половецкие… Покрывалами …и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить

Слайд 21Какой художественный прием использует автор, изображая Всеволода в бою? .
Буй-тур Всеволод! Стоишь

ты всех впереди, осыпаешь врагов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными.
Куда, Тур, ни поскачешь,- там лежат головы поганых половцев

Гиперболизируется богатырская сила и храбрость

Какой художественный прием использует автор, изображая Всеволода в бою?  .Буй-тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь

Слайд 22Бой с половцами. Иллюстрация Фаворского.
Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брат

Всеволода.
Бились день, бились другой,
на третий день к полудня пали стяги Игоревы.
Бой с половцами. Иллюстрация Фаворского.Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брат Всеволода.Бились день, бились другой, на

Слайд 23Поражение
Какими словами из текста можно подписать эту иллюстрацию?
Тут кровавого вина не

достало, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.
ПоражениеКакими словами из текста можно подписать эту иллюстрацию?Тут кровавого вина не достало, тут пир окончили храбрые русичи:

Слайд 24Каковы последствия неразумного похода князя Игоря? Ответьте словами текста.
Земля черная под копытами

костьми засеяна, а кровью полита: горем взошли они на Русской земле!

И застонал, братья, Киев в горе, Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль потоками потекла по земле Русской.

А князья сами себе невзгоды ковали…
а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую.
Каковы последствия неразумного похода князя Игоря?  Ответьте словами текста.Земля черная под копытами костьми засеяна, а кровью

Слайд 25Тогда великий Святослав изронил золотое слово со слезами смешанное…
Почему автор называет

речь Святослава
«золотым словом»? В чем он упрекает русских князей?
Тогда великий Святослав изронил золотое слово со слезами смешанное…Почему автор называет речь Святослава«золотым словом»? В чем он

Слайд 26Ярославовы все внуки и Всеславовы!
Вы же своими распрями побуждали поганых нападать

на землю Русскую…
Ведь из-за усобиц началось насилие от земли Половецкой!
Ярославовы все внуки и Всеславовы!Вы же своими распрями побуждали поганых нападать на землю Русскую…Ведь из-за усобиц началось

Слайд 27Самой поэтической частью произведения является плач Ярославны. Здесь переплелись элементы различных фольклорных

жанров: собственно плачь, заклинание, лирическая песня.

Многие переводчики и художники обращались к этому эпизоду

Самой поэтической частью произведения является плач Ярославны.  Здесь переплелись элементы различных фольклорных жанров: собственно плачь, заклинание,

Слайд 28На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано утром кличет: «Полечу

кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на могучем
его теле!»
На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано утром кличет: «Полечу кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав

Слайд 29Сколько раз и к каким силам
обращается Ярославна в своем плаче?
И.Голиков "Ярославна"


Сколько раз и к каким силамобращается Ярославна в своем плаче?И.Голиков

Слайд 30О Ветер-Ветрило!
Зачем, господин, навстречу веешь?
Зачем наносишь стрелы хиновцев на

своих легких крыльях на воинов моего лады?
Зачем, господин, мое веселие по степи ковыльной развеял?

Плачь Ярославны Гравюра В.А.Фаворского

О Ветер-Ветрило! Зачем, господин, навстречу веешь? Зачем наносишь стрелы хиновцев на своих легких крыльях на воинов моего

Слайд 31О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы , проходя сквозь землю

Половецкую, ты лелеял на себе Святославовы ладьи до полка Кобякова – прилелей , господин, моего милого ко мне, чтоб не слала к нему слез на море рано!

Ярословна Худ. И.Я.Билибин

Путивль Иллюстрация Рериха

О Днепр Словутич!  Ты пробил каменные горы ,  проходя сквозь землю Половецкую,  ты лелеял

Слайд 32Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем,

господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем колчаны заплел?

Рис. В. Лосина

Светлое и пресветлое Солнце!  Для всех тепло и красно ты!  Зачем, господин, простер горячие свои

Слайд 33Обращение Ярославны к языческим силам подчекивает особую эмоциональную поэтическую связь русичей

с языческим прошлым
Обращение Ярославны к языческим силам подчекивает особую эмоциональную поэтическую связь русичей с языческим прошлым

Слайд 34Повествование о бегстве Игоря выдержано в традиции русской народной сказки. Все

силы природы помогают кн. Игорю бежать из плена.

Русь с радостью встречает князя, вернувшегося из плена.

Повествование о бегстве Игоря выдержано в традиции русской народной сказки.  Все силы природы помогают кн. Игорю

Слайд 35Чем кончается произведение?
Славицей князьям и дружине. «Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да

будут здравы князья и дружина, сражающиеся с полками поганых! Князьям слава и дружине!
Чем кончается произведение?Славицей князьям и дружине. «Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!» Да будут здравы князья

Слайд 36Проверка плана
Начало похода. Затмение.
Первое сражение. Победа над половцами.
Природа предзнаменует несчастье.
Вторая битва.

Храбрость русичей.
Поражение.
«Золотое слово» Святослава.
Плачь Ярославны.
Побег Игоря. Возвращение на Русь.


Композиция

Проверка планаНачало похода. Затмение.Первое сражение. Победа над половцами.Природа предзнаменует несчастье.Вторая битва. Храбрость русичей.Поражение.«Золотое слово» Святослава.Плачь Ярославны.Побег Игоря.

Слайд 37Какова , по вашему, основная мысль , которая красной нитью проходит

через все повествование «Слова…»?

Великим злом для Руси являются княжеские междоусобицы, от которых прежде всего страдал народ.

Какова , по вашему, основная мысль , которая красной нитью проходит через все повествование «Слова…»?Великим злом для

Слайд 38Идея «Слова о полку Игореве» - призыв к единению русских княжеств как

раз перед нашествием монгольских полчищь
Идея  «Слова о полку Игореве» -  призыв к единению русских княжеств как раз перед нашествием

Слайд 39Как вы определите жанр «Слова…»?
Автор называет его то «повестью»,
то «словом»,

то «песней».
В «Слове о полку…» смешиваются черты трех жанров.
От повести – эпическое повествование,
от песни – лирическое начало,
от слова – торжественное красноречие.

Как сам автор называет свое произведение?

Как вы определите жанр «Слова…»?Автор называет его то «повестью», то «словом», то «песней».В «Слове о полку…» смешиваются

Слайд 40Домашнее задание: - составить цитатный план. - выучить отрывок наизусть
Подведем

итоги.

Анкета:
1. Мне урок понравился, потому что…
2. Мне урок не понравился.. Я хочу сделать изменения..
3. Фон презентации мне помог в анализе произведения, отвлекал и т. д.
4. В презентации я бы изменил, дополнил, убрал и т.д.
5. Я буду делать проекты вместе с вами.

Домашнее задание: - составить цитатный план. - выучить отрывок наизусть   Подведем итоги.Анкета:1. Мне урок понравился,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть