Слайд 1М.Ю. Лермонтов. История создания стихотворения «Бородино»
Слайд 3Я знаю!
Назовите город, в котором родился М.Ю. Лермонтов.
Москва
С
кем воспитывался поэт?
С бабушкой
Как называлось имение бабушки, где поэт провёл своё детство и рядом с которым похоронен?
Тарханы
Слайд 4Я знаю!
Какими способностями обладал Лермонтов?
Способности к языкам, живописи, музыке
С кем
Россия вела войну, на которой поэт прославился своей храбростью?
С народами Кавказа
Сколько лет было Лермонтову, когда он погиб на дуэли?
26 (27 должно было исполниться в октябре, а погиб он в июле).
Слайд 5Я знаю!
Продолжите строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Какое событие легло в основу стихотворения Лермонтова, которое сделало его известным всей России и вызвало ненависть царя?
Смерть А.С. Пушкина от раны, полученной на дуэли с Дантесом
Слайд 6Каково название раздела?
Правда истории и вымысел
Какой основной проблемный вопрос к разделу?
Где
правда и где вымысел в художественной литературе?
Какие проблемные вопросы можно поставить к данному уроку?
Слайд 7Проблемные вопросы
Где правда и где вымысел в стихотворении «Бородино»?
Какова история создания
стихотворения?
Слайд 812 июня 1812 года огромная армия французов вторглась в Россию.
Слайд 9Два месяца продолжалось отступление русских войск.
Слайд 1026 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 124
км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
Слайд 11«Бородино»
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был
“Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа.
Слайд 12Перед началом боя русские отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль линии
войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божией матери.
Слайд 13Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды
конницы
Слайд 14Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага.
Слайд 17Потери русских составили 45 тысяч человек. Французы потеряли от 50 до
58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия
(19 тысяч человек).
Слайд 18История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу
стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Вернуться к содержанию
Слайд 19В рабочей тетради с. 32 задание II.1.
В каком стиле написан текст?
Какова цель автора?
Выполните задание № 2
Год рождения Лермонтова
Год Бородинской битвы
Год написания стихотворения
Сделайте вывод
Слайд 20вывод
Повествование автор ведет от лица простого солдата….
участника событий, чтобы рассказ звучал
более правдоподобно.
Слайд 21Стихотворение читает Марина Павленко, 4 года
Слайд 22Словарь терминов к стихотворению
Редут –
квадратное земляное укрепление на поле боя
Слайд 23Мусью –
сударь, господин (обращение к французу)
Словарь терминов к стихотворению
Слайд 24Картечь –
артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
Словарь
терминов к стихотворению
Слайд 25Лафет –
Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Словарь терминов
к стихотворению
Слайд 26Бивак – стоянка войск под открытым небом
Словарь терминов к стихотворению
Слайд 27Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Словарь терминов к
стихотворению
Слайд 28Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Словарь терминов
к стихотворению
Слайд 29Улан, драгун – солдаты конных полков
Словарь терминов к стихотворению
Слайд 30Басурманы –
люди другой веры, иноземцы, враги
Словарь терминов к стихотворению
Слайд 31В какой форме написано стихотворение?
Слайд 33Проблемные вопросы
Где правда и где вымысел в стихотворении «Бородино»?
Какова история создания
стихотворения?
Проанализируйте свой ответ по алгоритму
Слайд 34Домашнее задание
Прочитать произведение до конца с. 77- 80
С. 33 в РТ-
задание 3 – письменно, с опорой на текст
Слайд 37Проблемный вопрос
Каким предстает рассказчик в стихотворении?
Что важнее для автора- передать историческую
правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию?
Слайд 38Напишите тему и основную мысль стихотворения
Тема (О чем)
Идея (Что хотел сказать
автор? Зачем написал данное стихотворение?)
Слайд 39Проверка домашнего задания
В рабочей тетради с. 33, задание 3
Подтвердите свои предположения
текстом
Слайд 40В рабочей тетради выполни задание III.1
СОБИРАТЕЛЬНЫЙ —обобщённый, относящийся ко многим.
В рабочей
тетради выполни задание III.2 (самостоятельно)
Слайд 41С. 80 в учебнике. Вопросы №3-4
Вспомните определения ИВС.
С. 79- описание боя
Эпитеты,
метафоры, сравнения, олицетворения
Гипербола- преувеличение
О каких качествах солдат говорит автор читателю в этом стихотворении?
Слайд 42
Мужество – присутствие духа в опасности.
Храбрость – отсутствие страха.
Отвага – смелость,
бесстрашие, храбрость.
Удаль – безудержная, лихая смелость.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.
Слайд 43
Ответьте на 4 письменно в тетради
Слайд 44Домашнее задание
Отрывок наизусть